Понятие рынка
Рынок – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу обменных операций между производителями благ и их потребителями.
В самом общем виде рынок представляет собой место пересечения интересов продавцов и покупателей. Рынки могут иметь разные формы и создаваться относительно абсолютно разных ценностей. Примером могут послужить финансовые, товарные рынки, рынки ценных бумаги и другие. Отличительной особенностью рынка является конкуренция между его участниками. Продавцы заинтересованы в том, чтобы реализовать как можно больше благ. Покупатели стремятся к тому, чтобы получить максимальную пользу при адекватной цене. Когда интересы продавцов начинают пересекаться, то они вступают в конкурентную борьбу за спрос.
Конкуренция считается движущей силой рыночных отношений. Она заставляет искать новые подходы к организации бизнеса и к процессу сбыта. Каждый продавец стремится захватить рыночную власть, чтобы иметь возможность влиять на спрос. Например, при монополии продавец обладает властью, которую распространяет на стоимость или объем выпуска продукта. Покупатели не могут отказаться от его приобретения, так как аналогов предлагаемому благу может не быть.
Рынок выполняет следующие значимые функции:
- предоставляет информацию в виде цены для всех его участников.
- выступает посредником между продавцами и покупателями.
- способствует образованию справедливой цены, способной удовлетворить интересы всех участников.
- регулирует соотношение спроса и предложения, тем самым приводит рынок в равновесное состояние.
- стимулирует научно-технический прогресс и развитие технологий.
- стимулирует производителей создавать блага, которые нужны обществу.
- оздоравливает экономику.
Таким образом, рынок представляет собой совокупность отношений, которые складываются между субъектами экономики.
Теория региональных рынков
Региональные рынки являются одним из ключевых элементов развития национального хозяйства. Важность обеспечения экономической и продовольственной безопасности населения реализуется в том числе на региональном уровне.
Сегодня экономическое научное сообщество обладает достаточными знаниями об особенностях формирования региональных рынков. Представители классического подхода полагали, что пространственное расположение зависит от близости к источникам ресурсов, а также от отдаленности рынков сбыта. Авторы исходили из идеи, что рынки сбыта имеют заранее обозначенную величину. Со временем основным параметром исследования рынка стало его пространственное размещение. Емкость рынка начала оцениваться следующими параметрами:
- Денежные доходы населения.
- Численность и структура населения.
- Состояние регионального платежного баланса
- Кредитные ограничения.
- Косвенный спрос.
- Стремление к пространственному взаимодействию.
Особое внимание уделяется межрегиональным экономическим связям. Впервые об этом заговор немецкий ученый Шеффле. Он предположил, что между торговлей и промышленностью есть определенные взаимосвязи. Его знания легли в основу гравитационной теории, чья основная мысль заключается в том, что работа регионального рынка рассматривается с точки зрения влияния финансового капитала, методов прогнозирования на основе моделей пространственного взаимодействия.
Теория центральных мест, разработанная Кристаллером, основывается на предложении рассматривать города, как центральные образования. По его мнению ячейки расселения существуют равномерно и образуют треугольники. Рыночные зоны распределены так же равномерно, а иерархия поселений одинаково распространена по всей территории.
Современные теории региональных рынков
Концепция пространственного распределения рассматривает региональный рынок как систему каналов движения товаров. Эта концепция рассматривала три основных направления, а именно, товарно-распределительную часть, региональное программирование и структуру каналов распределения. Одним из подходов к анализу рыночных процессов считается теория Уэстерфилда. Он исследовал роль посредника как экономического субъекта в развитии регионального бизнеса.
Российские ученые развивали теорию регионального потребительского рынка. Рынок здесь рассматривается, как территориальная организация сферы обращения во взаимодействии с местным производством.
То есть, концепция рассматривает региональные пропорции, возможность приблизиться к относительному равновесию. Чтобы оценить состояние потребительского рынка используются параметры, которые отражают соответствие между разными элементами региональной экономики.
Необходимость исследования и организации региональных рынков заключается в том, чтобы улучшить воспроизводственный процесс национального хозяйства. Это достигается за счет исследования закономерности формирования рынков. Здесь ученые предполагают, что региональные рынки определяют характер производства на территории всей страны в целом. Региональная экономика представляет собой систему субъектов, которые находятся в отношениях друг с другом. Они обмениваются не только товарами, но и капиталом, финансами и кредитными средствами. Так же каждый субъект заинтересован в воспроизводстве, поэтому вся совокупность участников направляет свои действия на улучшение благосостояния населения. Именно региональные рынки формируют среду, необходимую для функционирования воспроизводственного процесса не только на региональном, но и на национальном уровне.
Развитие концепции региональных рынков происходило на фоне исследования рыночных отношений. Так как гипотез и концепций развития было много, это позволило более точнее изучить закономерности формирования региональных рынков. Каждая теория предлагает свой уникальный подход к исследованию составляющих рынка.