
Товар в экономике
Товар – это произведенная для продажи вещь, которая востребована покупателями и участвует в свободном обмене на иные вещи.
Если объект не участвует в обмене, то он не считается товаром с точки зрения экономики. Классическая школа политэкономии определяла товар, как благо, наделенное потребительской и меновой стоимостью. Потребительская стоимость представляет собой ценность для покупателя. Меновая стоимость позволяет соотносить товары между собой в определенных пропорциях. Марксисты характеризовали потребительскую стоимость, как свойство товара удовлетворять потребности покупателей. А стоимость как таковая является воплощением необходимых для производства товара затрат.
Цена товара должна превышать расходы, которые понесло предприятие в ходе производства, иначе его работа станет убыточной. В результате фирма станет банкротом и будет ликвидирована. Если предлагаемая цена делает товар невостребованным, то продавец может начать снижать цену. Однако, спрос в рыночной экономике мало зависит от цены, но больше от потребительского поведения.
На сегодняшний день товаром является любое благо, которое может быть продано. Некоторые товары нельзя измерить или отнести к группе предметов, однако, они обладают большой ценностью. Это может быть электроэнергия, рабочая сила, информация. Отличительной особенность информации является тот факт, что она принадлежит сразу и продавцу, и покупателю.
Особое значение для товара в рыночной экономике играет качество. Оно предполагает полное удовлетворение потребностей покупателя. Управление качеством осуществляется в рамках маркетинговой деятельности компании.
Теории товара
Товар в экономике рассматривается с точки зрения его стоимости. Потребность формирует стоимость. Стоит отметить, что она присуща любому товару. В рыночной экономике определяющим является спрос и потребности покупателей. Именно они являются отправной точкой при создании товаров и услуг. Каждый товар не может удовлетворить потребности покупателей на 100%, но производители стремятся именно к этому показателю, так как он обеспечит достаточный уровень продаж, а значит, выручки.
Потребительская стоимость показывает ту цену, которую готов отдать покупатель при заданном уровне полезности. Она выражается в количестве, может быть представлена в натуральной форме, а может быть выражена в качестве. Качество описывает степень полезности товара.
Одним из свойств товара является возможность участвовать в обмене. Он может быть обменен на другой товар или на деньги. То есть у него есть меновая стоимость.
Теоретический подход трудовой стоимости опирался на мнение, что каждый товар уникален и обладает своим набором свойств, которые могут быть интересны определенному покупателю. Но такой подход затруднял возможность сопоставления товаров. Поэтому современные экономисты придерживаются теории полезности. Ценность товара определяется его полезностью. С середины двадцатого века ученые активно изучают особенности потребительского спроса. Долгое время считалось, что покупатели ведут себя рационально с экономической точки зрения. Но практика показывала другие результаты. Поэтому исследование полезности лежит в основе формирования представления о закономерностях развития спроса.
Особенным типом товара является информация. Она связана с деятельностью индивида, который создает определенную активность, несущую пользу другим людям. Услуга создается, покупается и потребляется единовременно.
Стоимость и товар
Экономические субъекты, участвующие в хозяйственных отношениях, руководствуются рядом негласных правил при обмене:
- Обмен добровольный и взаимовыгодный.
- Участники хотят увеличить пользу.
- Субъекты склонны совершать сделку с меньшей выгодой, чем совсем от нее отказаться.
Представители школы политэкономии говорили о том, что товар определяется количеством трудовых часов и ресурсов, затраченных на его создание. Но не учитывались особенности труда и форма конечной продукции.
Марксисты полагали, что товар имеет свою стоимость и потребительскую. Однако, теория Маркса не дает возможность сопоставлять товары между собой.
Неоклассики уделяют большое внимание психологическим аспектам полезности товаров. Ценность зависит не от взаимодействия участников рынка, а от их отношения к конкретной продукции. То есть товар будет ценен для потребителя только своими свойствами и той полезностью, которую он сможет принести. Такой подход позволил объяснить падение стоимости товара при увеличении объема выпуска. Ценность снижается, а значит, снижается интерес к покупке продукции. Товар более доступен, а значит, менее ценен. Здесь стоит отметить, что полезность товара определяется последней выпущенной единицей.
Потребительская стоимость товара описывается следующими характеристиками:
- Она создается трудом.
- Она удовлетворяет потребности других людей, а не производителя.
- Она дает возможность обменивать товар.
Если рассматривать теорию потребительской стоимости с точки зрения полезности, то важно помнить, что полезность нельзя сопоставлять с свойствами блага, которыми оно реально обладает. Дело в том, что покупатель дает субъективную оценку. Поэтому полезность рассматривается как совокупность многочисленных требований к товару со стороны каждого индивида, участвующего в формировании спроса. Ценность – это определенное понимание человека товара и придание конкретного значения благу, как к части его жизни.
Таким образом, эволюция теория товара прошла путь от трудовой ценности выпущенного блага, что было характерно для начала промышленной революции до исследования социально-психологических аспектов формирования спроса. Рыночная экономика диктует свои требования к благам. Спрос становится определяющим компонентом для всех участников отношений. При этом важно помнить, что человек чаще руководствуется собственными импульсами, а не экономической рациональностью.