Контрактная теория фирмы – это совокупность теоретических концепций, которые объясняют и предсказывают природу фирмы через закрепление отношений между ее работниками, управляющими и собственниками с помощью контрактов.
Основные сведения о контрактной теории фирмы
На определенном уровне развития экономики и права, когда концентрация капитала в фирмах достигла достаточно высокого уровня, начала формироваться контрактная теория фирмы. Она объясняет происхождение фирмы, ее природу, предсказывает ее поведение, прежде всего, на основании того, что экономические субъекты заключают между собой контракты (достигают договоренностей), которыми регламентируются отношения между ними.
Основателями контрактной теории фирмы считаются иностранные экономисты Ч. Бернард, Г. Симон и Р. Коуз. Также значительные вклады в ее становление внесли К. Арроу, Дж. Вессел, П. Болтон, Г. Барнет, М. Деватрипонта, О. Харта и др.
Контрактная теория фирмы исходит из того тезиса, что экономика является договорной, т.е. она функционирует на договорной основе. Фирма, в свою очередь, представляет из себя совокупность отношений между собственниками, управляющими и работниками, которые закреплены контрактами. Контрактами принято называть добровольные соглашения сторон об установлении, изменении или прекращении прав, которые основываются на взятии на себя сторонами по итогам заключения сделки взаимных обязательств.
Любая сделка включает в себя три обязательных элемента:
- предложение (оферта - offer);
- согласие с предложением (акцепт - acceptance);
- вознаграждение (consideration) или признания акцепта путем заключения договора на согласованных условиях.
Отличительной чертой контрактов является взаимная дача сторонами сделки обещаний друг другу, что подтверждается их документальным оформлением. Оно трансформирует данные общения в обязательства, выполнение которых могут требовать друг у друга стороны, используя существующие механизмы законного принуждения.
Разновидности контрактов в контрактной теории фирмы
В рамках неоинституциональной экономической теории выделяют три разновидности контрактов. Их выделение основывается на тех механизмах принуждения к выполнению обязательств и способов разрешения конфликтных ситуаций, которые используются в отношении заключенного контракта. В соответствии с этим признаком выделяют:
- классический контракт – это полный формализованный договор, при заключении которого детально описывают правовой статус сторон, включающий их права и обязанности, а также их потенциальные действия в будущем при наступлении тех или иных обстоятельств; он моментально разрывается при отсутствии выгод у хотя бы одной из сторон; гарантом его выполнения выступает государство;
- неоклассический контракт – это договор, который заключается при совершении трансакций, спорадически осуществляемых (т.е. время от времени) с активами средней или высокой специфичности; заключение данного типа договора означает отсутствие возможности учета всех потенциальных действий контрагентов в ответ на потенциальные изменения реальной ситуации в будущем, что компенсируется созданием в контракте системы трехстороннего управления, т.е. введения третейской стороны (арбитража), которая должна разрешить возникающие споры между участниками контракта;
- отношенческий контракт – это договор, который использует, так называемый, институт «заложников», т.е. специальный механизм для борьбы с оппортунистическим поведением контрагента и гарантирования осуществления транзакции, представленный в большинстве случаев внесением залогов, что позволяет уже на предварительной стадии обсуждения контракта отсеять недобросовестных контрагентов.
Этими тремя контрактами закрепляется определенная структура управления контрактными отношениями. Американский экономист О. И. Уильямсон выделяет четыре типа структур управления контрактными отношениями: рыночную, трехстороннюю, двухстороннюю и одностороннюю. Рыночная структура присуща отношениям, которые регламентируются классическим контрактом. Трехсторонняя – неоклассическим контрактом (поскольку имеет место третейский суд или арбитраж). Для отношенческого же контракта характерны двустороннее (объединенное) управление и частная система улаживания конфликтов между контрагентами.
Издержки фирмы в рамках контрактной теории
Поскольку фирма представляет собой совокупность как внутренних контрактов (т.е. заключаемых участниками фирмы), так и внешних контрактов (т.е. заключаемых с внешними контрагентами), то ей приходится осуществлять затраты двух типов – на обеспечение выполнения этих контрактов. Речь идет про издержки контроля (организационные издержки) и про трансакционные издержки, соответственно.
Издержки контроля (организационные издержки) представляют собой затраты, которые осуществляются в связи с обеспечением выполнения внутренних контрактов. Данный тип затрат включает в себя расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также расходы, которые возникают в результате невыполнения или неудовлетворительного выполнения внутренних контрактов.
Трансакционные издержки представляют собой явные и неявные затраты, которые осуществляются в связи с обеспечением выполнения внешних контрактов. Данный тип затрат включает в себя расходы на совершение деловых операций, в том числе затраты на денежную оценку времени на поиск деловых партнеров, на ведение переговоров, на заключение контракта, на обеспечение соответствующего выполнения контракта.
Таким образом, контрактная теория фирмы представляет собой комплексную экономическую теорию, положения которой объясняют сущность и специфику функционирования фирмы в современной рыночной экономике.