Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема доверия в экономической теории

Все предметы / Экономическая теория / Проблема доверия в экономической теории
Определение 1

Доверие – это форма взаимоотношений между людьми, которая характеризуется наличием у них уверенности в порядочности друг друга.

Понятие доверия и его значение в экономике

Одним из важнейших факторов формирования благоприятных условий для полноценного и эффективного функционирования рыночной экономической системы является взаимное доверие экономических агентов. Если в национальной экономике институт доверия сильно развит, это дает основания для достижения ею высокого уровня конкурентоспособности, способствует повышению темпов экономического роста. В связи с этим современные государства ставят перед собой задачу по созданию общества, основанного на доверии и ответственности, включая доверие населения государственным и частным экономическим институтам.

Доверие – это категория преимущественно социологических и психологических наук. Ею, как правило, обозначают взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит уверенность в порядочности другого человека и обусловленная ею готовность к взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией.

В настоящее время принято выделять две группы доверия: одна группа имеет финансовый характер, другая группа – личный характер:

  • Финансовое доверие выражается в развитии отношений, например, по предоставлению займов или по временной передаче полномочий по управлению имуществом.
  • Личное доверие выражается в введении откровенных разговоров между людьми, в обсуждении интимной, секретной информации.

Психологическая природа доверия заключается в формировании у личности определенной установки по отношению к другим субъектам и объектам. Например, в экономических отношениях в данном случае речь может идти об установках домохозяйства относительно марок производителей, товаров, банков и т.д.

Противоположным доверию явлением считается недоверие, которое означает неготовность открыто взаимодействовать с другим лицом, ожидание того, что оно не будет совершать поступки добросовестно.

Готовые работы на аналогичную тему

Практикующие предприниматели подтверждают, что в случае роста доверия в бизнесе сокращаются издержки и значительно увеличивается скорость достижения результатов. При этом доверие в бизнесе и экономике может рассматриваться на следующих уровнях:

  1. Первый уровень доверия – себе;
  2. Второй уровень доверия – во взаимоотношениях (как межличностных, так и профессиональных);
  3. Третий уровень доверия – в организации (как к системе, так и к процессам);
  4. Четвертый уровень доверия – на уровне рыночных отношений (внешних стейкхолдеров);
  5. Пятый уровень доверия – общественное в целом.

История изучения вопросов доверия в экономической теории

Социально-экономическая проблема доверия впервые стала предметом научного осмысления у таких видных деятелей Нового времени, как Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант. А. Смит, основоположник классической политической экономии, тоже косвенным образом касался проблемы доверия, поскольку экономическое поведение индивида определяется поведением других людей.

Экономические отношения в качестве отношений взаимной помощи рассматривал современник А. Смита итальянец А. Дженовези. Он отталкивался от концепции общественного доверия, в соответствии с которой обязательство в экономических отношениях – это добропорядочное действие. Отсюда добропорядочность признавалась экономическим ресурсом.

В ХIХ – первой половине ХХ в. доверие в экономике в большей степени исследовалось с социологической, чем с экономической точки зрения. В частности, проблема доверия рассматривалась в рамках концепции взаимообменов ресурсами между подсистемами общества (этим занимался Т. Парсонс).

Экономические и социологические концепции в течение последних нескольких десятилетий взаимно проникали друг в друга, что способствовало изучению влияния социальных институтов на снижение неопределенности. Результатом этого стало укрепление доверия при проведении трансакций между физическими и юридическими лицами.

Научно-исследовательский интерес к категории доверия был возрожден во многом благодаря развитии концепции социального капитала. Она была предложена французским социологом П. Бурдье в 1980-е годы, а затем дополнена трудами Дж. Коулмэна, Ф. Фукуямы, Р. Патнэма.

В концепции было соединено социологическое рассмотрение социальных отношений и экономический анализ капитала. Социальным капиталом предлагали называть совокупность актуальных или потенциальных экономических ресурсов, которые связаны с членством в социальной группе. Т.е. доступ индивида к ресурсам существует до тех пор, пока он является субъектом социальных отношений. В итоге в экономической жизни необходимыми оказываются взаимные доверие и взаимопомощь.

С середины 1980-х годов ввиду увеличения сложности и непрозрачности современных обществ (в частности, из-за развития новых технологий и появления вызванных ими рисков) концепция доверия все чаще становится объектом изучения экономистов и теоретиков менеджмента. Роль доверия в экономике изучалась на макро- и микроуровнях:

  • На макроуровне доверие было проанализировано как фактор экономического развития в масштабе стран и регионов;
  • На микроуровне доверие рассматривалось и как свойство отношений между организациями, и как фактор внутриорганизационных отношений.

В то же время сейчас в экономической науке существуют и такие ученые, как О. Уильямсон. Он в рамках неоинституционального подхода утверждал, что в основе любого экономического действия лежит рациональный расчет, поэтому категория доверия является бесполезной для анализа экономического сотрудничества.

Таким образом, в настоящее время проблема доверия в экономических отношениях отличается большой актуальностью и обращает на себя внимание множества ученых, которые отстаивают разные позиции относительно данного вопроса.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Петровна Попова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис