Потребление – это способ использования экономическими субъектами заработанных ими доходов в виде приобретения товаров, работ, услуг для удовлетворения собственных нужд.
Сбережения – это денежные средства, которые сохранены и накоплены экономическими субъектами за счет заработанных ими доходов в целях их использования в будущем.
Понятие и сущность потребления
Достижение макроэкономического равновесия во многом обеспечивается за счет взаимодействия составляющих совокупного спроса. Наиболее значимую роль из них играют потребление и инвестиции.
Потребление представляет собой сумму денежных средств, которые составляют часть дохода и используются населением для приобретения на рынках товаров, работ, услуг, за счет чего удовлетворяются материальные и духовные потребности. По сути потребление – это индивидуальное и совместное использование потребительских благ.
Первичной ячейкой потребления являются домохозяйства. Эти экономические субъекты в обязательном порядке располагают находящимися у них в собственности потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
Потребление домохозяйств в странах с развитой рыночной экономикой составляет порядка от двух третей до трех четвертей валового внутреннего продукта. Это позволяет рассматривать потребление как один из факторов развития национальной и мировой экономики.
Отсюда следует потребность в регулярной и точной оценке потребительского поведения. Потребительское поведение может быть оценено в результате расчета специальных показателей. В настоящее время в основном используются следующие показатели:
- индекс текущего состояния потребителей – основывается на данных о последних изменениях в материальном положении домохозяйства и о степени благоприятности обстановки в экономике для осуществления крупных потребительских расходов;
- индекс потребительских ожиданий – основывается на данных о предстоящих изменениях в материальном положении домохозяйства и о перспективных направлениях развития экономики (как в кратко-, так и в среднесрочной перспективах);
- индекс потребительских настроений – интегральный показатель, обобщающий индекс текущего состояния потребителей и индекс их ожиданий.
В разных социальных группах различается уровень потребления. Он находится в зависимости от многих факторов, основным из которых является доход населения. Это значит, что величина полученного текущего дохода предопределяет объем потребления, и при увеличении дохода потребление, как правило, тоже увеличивается.
Однако английский экономист Дж. М. Кейнс в середине ХХ века сформулировал, так называемый, психологический закон, который дает характеристику поведению потребителей. Согласно данному закону, потребители с ростом дохода склонны увеличивать свое потребление, но не в той мере, в какой растет доход.
Объяснение данного явления заключается в том, что люди желают тратить на текущее потребление только часть своего дохода. Оставшуюся часть они не используют сейчас с надеждой на то, что в будущем она принесет большую полезность, чем в настоящем. Таким образом, доход людей можно представить как совокупность двух частей: потребления и сбережения.
Понятие и сущность сбережений
Если домохозяйства откладывают (т.е. отсрочивают) свое потребление до некоторого момента времени в будущем, то имеют место сбережения. Ими называют ту часть дохода, которая не потребляется в настоящее время.
Фирмы и домашние хозяйства формируют сбережения, руководствуясь определенными мотивами, которые побуждают их к соответствующему распоряжению имеющихся у них денежных средств. Так, основными мотивами сбережения являются:
- инвестирование денежных средств на расширение производства в целях увеличения в будущем прибыли;
- приобретение объектов недвижимости (квартиры, дома, земельного участка) и других дорогостоящих товаров (автомобиля, бытовой техники);
- обеспечение жизнедеятельности в старости, когда уменьшатся возможности людей для получения трудовых доходов;
- финансовое обеспечения программ страхования от непредвиденных обстоятельств (например, наступление несчастного случая, заболевание и т.д.);
- обеспечение детей в будущем (финансирование получения ими образования, приобретения собственного жилья и т.п.);
- желание обеспечить получение доходов в форме процента, получаемого благодаря сформированного на фондовом рынке портфеля ценных бумаг (акций, облигаций) или открытию депозита в банке;
- проявление личных качеств и характера человека (скупость) и др.
Первый мотив в большей степени характерен для фирм, в то время как оставшиеся – для домашних хозяйств.
Взаимосвязь потребления и сбережений
Сформулированный Кейнсом психологический закон стал основой для разработки таких экономических показателей, как средняя и предельная склонности к сбережению и к потреблению. Маржинальные показатели (т.е. предельные склонности) показывают, какая часть дополнительного дохода будет использована для формирования сбережений, а какая – для увеличения потребления. Следовательно, сумма этих двух показателей равна единице.
В настоящее время многие экономисты полагают, что для экономики в целом значения предельных склонностей к потреблению и к сбережению относительно постоянны.
Отсюда следует, что потребление и сбережения напрямую связаны друг с другом. Если относительно доходов одна из этих частей увеличится, то другая непременно уменьшится, и наоборот.
В то же время и сбережения, и потребления зависят от дохода. Причем рациональнее рассматривать располагаемые доходы (ими называют доходы, которые уменьшены на сумму налогов и иных обязательных платежей). Соответственно, зависимость сбережений от дохода образуют функцию сбережения, а зависимость потребления от дохода – функцию потребления.