Место теории в экономике
Экономика пронизывает все сферы человеческого бытия, поэтому она не возможна без теоретической базы. Первые попытки описать закономерности хозяйственных отношений между людьми появились еще в Древнем мире. Тогда ученые и философы скапливали разрозненные знания о бытности простых людей и строили различные гипотезы. В настоящее время экономика выделена в отдельную отрасль научного знания. При этом она имеет множество прикладных направлений, сформированных под влиянием времени и научно – технического прогресса.
Теория экономики изучает возможности бесконечно возрастающих потребностей общества в благах в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому предметом изучения для нее является противопоставление лимитированности ресурсов изменяющимся требованиям мира.
Вся экономическая теория делится на две большие группы:
- Микроэкономическое знание, занимающееся изучением закономерностей работы и развития отдельных хозяйствующих субъектов.
- Макроэкономическое знание, направленное на исследование крупных хозяйственных систем на уровне государства и мира.
Стоит отметить, что достаточно длительное время экономические школы изучали экономические закономерности и принципы с точки зрения построения идеальной хозяйственной системы. Только к концу девятнадцатого века эта наука оформилась в отдельную область знаний, который использовал позитивный подход, то есть подход, основанный на анализе фактов, без дачи качественных оценок.
Как и любая наука, экономическая теория пользуется определенным набором методов при изучении хозяйственных систем. Моделирование позволяет систематизировать и обобщить определенные события в экономике, а так же представить их в более простом виде. Использование абстрагированного подхода позволяет вычленить процесс или ситуации и рассматривать его, как закрытую систему. Очень часто на практике применяют построение графиков, способных отобразить зависимость параметров друг от друга. Еще один метод, позволяющий сопоставить события, называется сравнением.
Математический язык может описать практически любой процесс или закономерность, поэтому в экономической теории пользуются математическим моделированием. Методы индукции и дедукции дают возможность оценить ситуацию с разных сторон – от частного к общему и наоборот. На основе полученных знаний создаются практические рекомендации к управлению хозяйственными системами различного уровня организации.
Предпосылки формирования классической школы политэкономии
Классическое учение о политической экономии богатства возникло на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. В то время научные школы представляли интересы главенствующего слоя населения. Политэкономия занималась вопросами частного предпринимательства, основанного на принципе свобод, а так же изучала теоретические основы формирования богатства.
Предпосылкой к появлению классической политэкономии стало развитие капитализма. Именно, в это время, предпринимательство проникло практически во все сферы жизни общества. Теперь частные коммерсанты занимались не только торговлей и банковским делом, они обратили внимание на сферу производства. Уже в момент появления мануфактурного производства, модели меркантилистов отошли на задний план, уступив место теории об экономическом либерализме, присущем классической школе. Под ним понималась минимизация роли государства в хозяйственных отношениях между субъектами.
В начале 18 века сформировались условия для перехода к машинному труду. Именно тогда в Англии началась промышленная революция. В то время был изобретен паровой двигатель и текстильные станки, появились предпосылки к механизации многих производственных процессов. Стоит отметить, что подобный скачок в экономике отразился и на других сферах жизни общества, а именно на:
- социальной;
- интеллектуальной;
- коммерческой;
- финансовой;
- сельскохозяйственной;
- политической;
- культурной.
Постепенно коммерческая деятельность проникла и в сферу сельского хозяйства. Развитие частного предпринимательства способствовало появлению акционерных обществ. Кроме того, королевской властью давались разрешения на создание монополий. Все это привело к развитию не только хозяйственных отношений, но и возникновению новых тенденций в сфере финансового обращения и фондовых инструментов.
Этапы развития и основные положения классической школы политэкономии
В настоящее время весь период развития школы политэкономии условно разделяют на четыре этапа:
- Первый этап был ознаменован борьбой против школы меркантилизма, основоположниками которой стали Петти и Буагильбер. Они первыми выдвинули трудовую теорию стоимости.
- Следующий этап связан с именем Адама Смита, который предположил, что экономические законы действуют вне зависимости от желания общества или отдельного индивида.
- Третий этап занимался углублением знаний, сформированных Адамом Смитом.
- Четвертый этап связан с именами Милля и Маркса, которые взяли все лучшее, что было сделано классической школой политэкономии, но рассмотрели хозяйственную систему с точки зрения социализма.
Политическая экономия богатства строилась, прежде всего, на основе хозяйственного либерализма. Все внимание ученых был сосредоточено на изучении производственных процессов в отрыве обращения. В это же время появились основные методы экономической науки, а именно, дедуктивный, индуктивный, абстракция и причинно – следственный. В это время было заложено знание о себестоимости, так как классики экономики рассматривали связь между стоимостью на рынке и издержками производства. Деньги признавались товаром, который появился вследствие стихийного развития рынка, причем их нельзя было ликвидировать, даже при общественном соглашении.
Источником формирования богатства стали не только золото, драгоценные металлы и деньги. Земля, движимое, недвижимое имущество, дорогие предметы быта так же стали относится к его источникам. Основой формирования богатства рассматривался труд.