Сущность понятия «провал рынка»
Провал рынка – это такая рыночная ситуация, при которой установленное равновесие не является эффективным, то есть теоретически есть нереализованная возможность получения одним из участников некой пользы.
Экономической теорией и практикой осуществления экономических отношений доказано, что саморегулируемый рыночный механизм несовершенен. Эта характеристика экономической системы выражается через провалы рынка.
Провал рынка, который также может быть обозначен как «изъян», «несостоятельность», «фиаско», так называется, потому что рыночный механизм (по А. Смиту – «невидимая рука рынка») не срабатывает, оказывается неспособным для изменения сложившейся ситуации в сторону её оптимизации. То есть в некоторых случаях ничем не ограниченное поведение потребителей и производителей, которые руководствуются сугубо личными интересами, не приводит к достижению всеобщей общественной пользы, что противоречат концепциям представителей классической школы экономической науки. Они, напомним, выступали за то, чтобы хозяйство регулировалось только рыночными принципами. Но выявление объективно существующих провалов рынка привело к тому, что была осознана необходимость государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
Основными причинами провалов рынка являются:
- развитие рынка может привести к нарушению состояния совершенной конкуренции, то есть к монополизации рынка, результатом которой является появление общественных убытков;
- асимметрия рыночной информации, что проявляется в полном осведомлении продавца (производителя) о своей продукции при почти полном отсутствии знаний о ней у покупателей;
- существование внешних эффектов как следствия хозяйствующей деятельности, проявляющегося в получении дополнительной выгоды или в нанесении лишнего ущерба третьим лицам (то есть не участвующих в этой деятельности);
- потребность общества в создании, так называемых, общественных благ, производство которых из-за таких свойств, как неисключаемость, неконкурентность в потреблении, неделимость, экономически невыгодно хозяйствующим субъектам;
- система экономических связей, как правило, развивается циклично, что периодически приводит экономику страны к кризисному состоянию, преодоление которого тяжело даётся некоторым категориям экономических субъектов и отраслей производства;
- механизм рыночного хозяйствования обуславливает выведение с рынка некоторых категорий населения, которые лишаются доступа к источникам средств существования (речь идёт про пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних и т.д.).
Рынок не способен самостоятельно решить описанные выше проблемы, поэтому требуется наличие некой внешней силы, способной внести изменения в механизм функционирования хозяйства. Ввиду тех свойств, которые были заложены ещё на заре человечества, в качестве этой силой в настоящее время выступает государство.
Деятельность государства по предотвращению и исправлению провалов рынка
Воздействие органов государственной власти и местного самоуправления на процессы и явления экономической жизни в самом общем виде представляет собой государственное регулирование экономики. Мероприятия регулирующего воздействия могут быть оформлены разными способами. Как правило, они все подразделяются на две большие группы: методы прямого (административного) регулирования и методы косвенного (экономического) регулирования.
В основе методов прямого государственного регулирования экономики лежат отношения властно-распорядительного характера. То есть органы государственной власти оказывают административное воздействие на деятельность субъектов хозяйствования, которые при принятии тех или иных решений вынуждены учитывать существующие предписания государства, выраженные в форме законов и иных нормативно-правовых актов.
Чаще всего методы прямого регулирования подразделяются на методы запрета (например, наложение санкций), разрешения (например, лицензирование), принуждения (например, регулирование цен в форме установления тарифов). Они нашли активное применение в деятельности антимонопольных служб, то есть органов, которые регулируют деятельность коммерческих организаций в целях обеспечения добросовестной конкурентной борьбы на рынке. Также государство зачастую требует от производителей опубликования полной и достоверной информации об их товарах и свободного доступа к ней.
Также прямым регулированием экономики со стороны государства признаётся создание и функционирование государственных организаций и компаний. Они, как правило, направлены на предоставление населению общественных благ. При этом они не признают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли – их деятельность финансируется за счёт бюджетных средств.
Методы косвенного регулирования заключаются в установлении государством определённых условий ведения лицами экономической деятельности в стране. Эти методы используются государством в процессе реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Например, государственные органы могут изменить уровень процентных ставок на рынке ссудных ресурсов, ставки налогообложения, размеры обязательных резервов и т.д.
Эти меры напрямую не принуждают к определённому поведения, но стимулируют к тому, чтобы его придерживаться. Они широко используются государством в периоды кризисов для того, чтобы направить деятельность разных категорий экономических субъектов в том направлении, которое обеспечить наиболее скорое преодоление экономикой наступившей рецессии.