Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неэффективность рынка и методы борьбы с ней

Понятие неэффективности рынка и ее разновидности

Классики политической экономии (во главе с Адамом Смитом) утверждали, что рынок является саморегулируемым механизмом взаимоотношений экономических субъектов, который всегда способствует установлению наиболее эффективного состояния рынка. Однако, как показала практика, это утверждение оказалось неверным. Впервые о проявлениях неэффективности рынка было упомянуто Джоном Миллем в 1848 году, который описал отсутствие у потребителей возможности оценить качество услуг.

Определение 1

Неэффективность рынка представляет собой состояние рыночного равновесия, для которого характерно отсутствие достижения эффективности по Парето, то есть рыночная ситуация не является оптимальным даже при условии рационального поведения экономических агентов.

Неэффективность рынка в научной литературе имеет несколько наименований, которые относятся к одному и тому же явлению – изъяны, фиаско, несостоятельность, провал рынка и т.д. Этим понятием называют неэффективную аллокацию ресурсов на рынке, который в этом случае не может быть полным.

Неэффективность рынка проявляется в возникновении в экономике следующих ситуаций:

  • необходимость производства общественных благ, то есть изготовления товаров, оказания услуг, выполнения работ, в которых нуждаются все члены общества, но в то же время эти благи характеризуются неисключаемостью из потребления и неделимостью, из-за чего субъекты корпоративного сектора не заинтересованы в их производстве и реализации;
  • тенденция развития рынка к формированию условий несовершенной конкуренции (монополии – рынка одного продавца, олигополии – рынка небольшого числа сговорившихся между собой продавцов, монопсонии – рынка одного покупателя), способствовавшей тому, что общество в целом начинает получать от этого убытки;
  • асимметрия информации у рыночных субъектов экономической деятельности: производители/продавцы полностью осведомлены о реализуемой ими продукции, а сведения покупателей о приобретаемой продукции сводятся к минимуму, что способствует недобросовестному поведению продавцов и нерациональному поведению покупателей;
  • сопровождение экономической деятельности рыночных субъектов вешними эффектами, то есть поучении лицами, непосредственно не участвующими в этой деятельности, какой-либо выгоды или (чаще всего) ущерба, то есть необоснованно изменяются функции полезности индивидов и производственные функции предприятий;
  • циклическое развитие народного хозяйства заключается в периодическом возникновении кризисных ситуаций, проявляющихся в резком снижении объёмов производства, росте цен, увеличении случаев увольнений работников и других событиях, с которыми рынок не всегда способен справиться в кратчайшие сроки и при минимальных затратах.
«Неэффективность рынка и методы борьбы с ней» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существование неэффективности рынка обуславливает необходимость вмешательства в рыночный механизм внешней силы, которая бы исправляла эти недостатки рыночного развития и обеспечивала достижение всем обществом наиболее оптимального состояния системы экономических отношений. По мнению экономистов, этой силой может быть только государство. Это единственный субъект общественных отношений, который располагает большим запасом ресурсов, распространяет своё влияние на всех членов общества и способен принудить их к определенному поведению.

Причины возникновения неэффективного развития рынка и методы противодействия этому явлению

Для того, чтобы эффективно противодействовать проявлениям неэффективного развития рынка, необходимо иметь представление о том, в силу чего оно было вызвано. Поэтому особое значение имеет осознание причин неэффективности рынка.

Так, снижение уровня конкуренции на рынке вызывается слияниями предприятий, тайными сговорами между ними, ведением конкурентной борьбы незаконными методами. При этом формирование крупных компаний может быть вызвано не только недобросовестной деятельностью субъектов рынка, но и объективными причинами, когда концентрация и укрупнение производства является экономически эффективным (например, в результате технического прогресса).

В связи с этим государству необходимо разрабатывать и утверждать соответствующее законодательство. В отношении первой группы фирм нужно проводить политику по предотвращению подобного поведения, в отношении второй группы – по регулированию их деятельности, установлению соответствующих рамок (в режиме естественных монополий).

Другие проявления неэффективного развития рынка обуславливаются самой сущности рыночных взаимоотношений, когда экономические субъекты, свободные в совершении тех или иных действий, не имеют стимулов для хозяйственной деятельности, которая привела бы к Парето-эффективному состоянию. В связи с этим государство должно принудить их к необходимому поведению.

Проблема асимметрии информации решается обвязыванием государством публично раскрывать производителями информацию о производимой ими продукции, а также регулярным проведением в отношении них контрольных мероприятий. Отрицательные внешние эффекты (например, загрязнение атмосферы) могут быть устранены посредством наложения прямых запретов на определенные действия или созданием дестимулирующих мер (например, дополнительное налогообложение).

Общественные блага, в которых нуждаются все члены общества, должны производиться и реализовываться государством в лице принадлежащих ему специализированных учреждений и предприятий. А сглаживание последствий циклического развития экономики осуществляется благодаря действую «внутренних стабилизаторов», внедренных государством (системы налогообложения, социальных работ, общественных работ).

Дата последнего обновления статьи: 19.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot