Становление мютюэлизма
Мютюэлизм является частью анархического индивидуализма, направления анархизма, цель которого представлена установлением анархии. Анархия является обществом, в котором нет иерархии и принуждения.
Основной принцип анархического индивидуализма представлен правом свободно распоряжаться собой, которое должно быть присуще любой личности от рождения, вне зависимости от пола.
На развитие данного направления оказывают влияние идей нескольких ученых: Уильяма Годвина, Генри Дэвида Торо, Спунера, Прудона, Спенсера, Штирнера.
Основными приверженцами мютюэлизма являлись:
- Эмиль Арманд,
- Прудон,
- Бенджамин Такер.
Мютюэлистический анархизм был основан на взаимности, свободных ассоциациях, добровольных контрактах, федерализме, денежных реформах и кредитах.
Мютюэлизм представляет собой направление экономической теории и социально-политической философии, которое зарождается в первой половине XIX века. Данное направление признано анархическим и относится к работам Прудона.
Если рассматривать мютюэлизм в человеческом обществе в экономическом плане, то он представляет собой товарищество без бюрократии, прибыли и капиталистической логики.
Помимо этого, в качестве финансовой гипотезы, мютюэлизм значит, что при равномерной налоговой нагрузке, каждый участник должен быть готов нести такую нагрузку, в соответствии с которой оставшиеся участники должны получать выгоду.
Иногда мютюэлизм называют теорией Прудона, он является важной составляющей социального анархизма и развивается на практике взаимной помощи трудящихся.
Данное направление возникает среди объединений ремесленников и рабочих Франции XIX века. Созданные в рамках подхода объединения назывались обществами взаимной поддержки, являясь единственной формой легального объединения рабочих.
Самую большую популярность получает объединение ткачей, сформированное в Лионе 1827 году. Данное сообщество называло себя материалистами.
В соответствии с направлением эксплуатируемого капитала мелкие ремесленники берут на себя обязательство по поддержке испытывающих материальные трудности товарищей из единой кассы, которая пополнялась в основном из штрафов.
Также направление поддерживало обмен производственным опытом и передачу свободных станков коллегам по работе. Кроме того представители направления проводили нелегальную борьбу с повышением цен на сырье и цен на продукты их труда.
Особенности мютюэлизма
Важнейшим представителем мютюэлизма являлся Пьер Жозеф Прудон. В соответствии с его задумкой, общество должно организовываться на базе товарищеской группы свободных индивидов.
Основной продукт потребления должен быть обменен на основе ценности труда, который на них возложен. Беспроцентный кредит должен быть обменен через Народный банк. Основная группа идей Прудона была представлена ремесленниками, людьми свободных профессий, специалистами.
Таким образом, последователи теории были людьми, трудящимися самостоятельно. Они утверждали, что коммунальное управление необходимо направить на объединение, совет или бюрократию.
Позже, в 1863 году выходит сочинение «О федеративном принципе», в котором Прудон противодействует атомизации товариществ и выступает за федеративную организацию.
Идеи данного направления нашли свое распространение в 19 веке в таких странах, как Англия, Франция и США. При этом подход не учел определенных факторов, в числе которых была крупная промышленность, классовое разделение в обществе и капитал.
Мютюэлизм способствовал развитию движения товариществ, управление которыми осуществлялось в соответствии с демократическими и представительскими принципами.
После того как произошло второе Лионское восстание в 1834 году направление мютюэлизма было ограничено реформистскими начинаниями.
Основатель теории
Пьер Жозеф Прудон являлся французским политиком, экономистом, философом идеалистом и публицистом. Этот ученый являлся членом парламента Франции и первым человеком, который назвал себя анархистом.
Прудон – первый влиятельный теоретик анархизма, разработавший направление мютюэлизма.
Идеи Прудона заключались в том, что собственность представляет собой кражу, противоречащую справедливости. В противоположность собственности он поставил общность, которая представляла собой отрицание равенства собственности и только в противоположном смысле эксплуатацию слабого сильным.
Он предполагал, что необходим свободный труд, при этом свобода заключалась в том, что все одинаково должны трудиться с пользой для общества. Причиной бедности исследователь считал несовершенство экономического строя, представляющее собой противоречия.
Прудон видел примирение данных противоречий в натуральном обмене, полагая, что взаимность требует отдачу работнику от хозяина в таком же размере, в котором работник отдает хозяину. Таким образом, он требовал справедливости, что цены должны всегда обмениваться равноценно, а кредит должен быть взаимным и даровым.
В отличие от других идеологов анархизма Прудон не был последовательным государственным противником. Он пытался организовать натуральный обмен и предполагал обмен продукта производства любого человека на меновое свидетельство банка.
В соответствии со своими принципами автор теории в 1849 году открывает Народный банк во Франции. Количество участников данного банка было более 12 000 человек, а размер акционерного капитала превышал 36 000 francs.
В то время, когда банк должен был начать свою работу, его основателя приговорили к тюремному заключению. По этой причине Прудон отказывается от ведения дел народного банка и впоследствии его закрывают. Таким образом, Народный банк существовал всего 2 месяца и не успел совершить ни одной сделки.
Прудон являлся противником насилия государства в любой форме, включая конституционные монархии, бонапартистский империи или революционные диктатуры.
Прудон анализировал опыт революции и сделал вывод, что она несовместима с государством, а попытки реализации утопии приверженцев государственного социализма ведут только к победе реакции и поражению революции.