Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Модель монополистической конкуренции

Все предметы / Экономическая теория / Модель монополистической конкуренции
Определение 1

Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенная сегодня структура рынка, которая характеризуется наличием в отрасли нескольких десятков хозяйствующих субъектов, которые производят дифференцированную продукцию и обладают над ней некоторой монопольной властью, но находятся в конкурентной борьбе друг с другом за объём продаж.

Понятие монополистической конкуренции и ее характерные черты

В экономике существует несколько структур составляющих ее отраслевых рынков. Наиболее распространённой рыночной структурой является монополистическая конкуренция. Она относится к категории структур несовершенной конкуренции, хотя и является типом рынка, наиболее близким к совершенной конкуренции.

Замечание 1

Основателем теории монополистической конкуренции считается Эдвард Чемберлин, который в 1933 году издал книгу «Теория монополистической конкуренции».

Большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными. Это связано с тем, что они осуществляют дифференциацию производимой продукции, приобретая, тем самым, некоторый объем монопольной власти над ней (в частности, возможно произвольное изменение предприятием цен на свою продукцию).

Однако фактически дифференциация продукции осуществляется не полностью. По сути выставляемые на рынок товары являются аналогичными, несмотря на наличие различий в качестве, брендах, расцветке, вкусе и т. п. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Reebok» готовы приобрести их за большую цену, чем кроссовки других фирм. Но в случае чрезмерного увеличения цены покупатели всегда смогут найти на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. Подобная ситуация складывается на рынке не только обуви, но и одежды, косметической продукции и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Такому положению дел во многом способствует существование невысоких барьеров для вступления в отрасль новых хозяйствующих субъектов. Если трудности и возникают, то довольно типичные и относительно легко решаемые – оформление регистраций, патентов и лицензий.

Другими особенностями рынка с монополистической конкуренцией считаются:

  • отсутствие значительного влияния на общий уровень цен;
  • доминирующее положение рекламы с точки зрения развития продукции;
  • продавцы и покупатели, как правило, совершенно проинформированы об условиях рынка.

Дифференциация продукции как основа монополистической конкуренции

Ключевой характеристикой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Этим понятием обозначают ситуацию на рынке, когда группа продавцов производит и реализует близкие товары. Однако по своим характеристикам они не являются однородными, т.е. совершенными заменителями.

Товары монополистически конкурентных предприятий выполняют одну и ту же функцию. Однако производители сознательно вносят в них несколько отличительных черт. Они формируют разницу между товарами, которая может быть основана на следующих аспектах:

  • физические характеристики товара;
  • месторасположение товара;
  • «мнимые» различия товара, которые связаны с его упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием и т.п.

Продукция может быть дифференцирована двумя способами: горизонтальным и вертикальным. Горизонтальная дифференциация продукции базируется на выборе покупателей, которые при одинаковых ценах и уровне качества отдают предпочтение в соответствии со своими вкусами (например, выбор автомобиля – «Toyota» или «Nissan»). Вертикальная дифференциация продукции заключается в делении товаров на «хорошие» и «плохие» по качеству или какому другому схожему критерию (например, выбор холодильника — «Орск» или «LG»).

Дифференциация продукции создает ограниченную монополию, которую приобретает предприятие. Например, у бутербродов «Биг Мак» только один производитель, у зубной пасты «Аквафреш» только один производитель, у журнала «Экономическая школа» только один издатель и т.д. Благодаря этому у данных производителей существует возможность в ограниченном масштабе оказывать влияние на уровень рыночных цен.

Однако на рынке к продаже предлагаются аналогичные товары. Их схожесть будет ограничивать существующее на рынке влияние на цены. Кроме того, достаточно высокой будет перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов. Эластичность спроса по цене также будет высокой. А вот кривая спроса будет иметь небольшой отрицательный наклон (напомним, что при совершенной конкуренции кривая спроса приобретает горизонтальный вид).

Равновесие фирмы монополистического конкурента

В краткосрочном периоде динамика спроса монополистической конкуренции будет отличаться от спроса монополии. Спрос на продукцию каждого из монополистических конкурентов будет эластичным, поскольку в условиях конкуренции в случае повышения цены на продукцию одного предприятия потребители будут обращаться к другому.

Фактором привязки к продукции каждого из предприятий является степень дифференциации, от которой будет зависеть уровень эластичности. Цена на подобном рынке определяется по кривой спроса, а оптимальный объём производства каждого предприятия определяется аналогично случаю чистой монополии. Динамика средних издержек определяет наличие прибыли или убытков.

В долгосрочном периоде наличие у монополистических конкурентов экономической прибыли будет приводить к притоку в отрасль новых предприятий. Будут происходить увеличение предложения, уменьшение равновесной цены, сокращение величины прибыли. В конечном итоге это приводит к тому, что единственной возможностью монополистических конкурентов увеличить прибыль останется увеличение дифференциации продукции. Однако предполагается, что в долгосрочном периоде возможно копирование прибыльных направлений дифференциации, благодаря чему предприятия будут находиться в относительно одинаковых условиях.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ольга Дмитриевна Белоус

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис