Вымогательство – это форма оппортунистического поведения, возникающая после заключения сделки ренты, которая связана с перераспределением квази-ренты с ущемлением интересов одной из сторон, осуществляющей специфические инвестиции.
Сущность концепции вымогательства ренты МакЧисни
Теория поиска ренты определяет политиков как пассивных реципиентов благ, которые они получили от борющихся за льготы лоббистов разных групп интересов. Политики при этом невольно становятся некими «невинными жертвами» алчности, которую порождает исключительно частный эгоизм. В выдвинутом МакЧисни утверждении, политики проявляют себя не в роли активных максимизаторов собственного благополучия, а в роли неких посредников, распределяющих привилегии между отдельными частными агентами. В развитой МакЧисни концепции «извлечения ренты» политики вместо пассивных участников представлены активным вымогателем ренты. Он отмечает, что частные компании часто вынуждены поощрять политиков, при этом не получая в обмен за этой никаких преимуществ и привилегий.
В своих рассуждениях МакЧисни пытается ответить на вопрос о мотивации частных фирм поступать подобным образом. Дело в том, что фирма платит политику не только за какую-либо привилегию, а скорее для того, чтобы не ухудшить свое положение вследствие каких-либо действий, предпринимаемых государством. Государство является единственным субъектом с правом на принудительное изъятие чужого имущества, следовательно, это приводит к возможности политиков легально злоупотреблять таким правом.
МакЧисни дает сравнение «извлечение ренты» и «грязевого фермерства» из рассказа «Грабители» Фолкнера. Этот рассказ повествует о фермерах, которые ночью обрабатывали и заливали водой дорогу, проходившую около их дома. После того, как проезжающий автомобиль застревал в грязи, за определенную плату фермеры предлагали услуги и вытаскивали его из грязи. Сопоставив эти модели МакЧисни, одну из них относит к отдельному случаю поиска ренты, где ренту, искусственно создаваемую государством, присваивают не производители за счет потребительского излишка, а одна группа производителей за счет других. В центре концепции извлечения ренты заложено эгоистическое и рациональное поведение самих политиков. Политик не создает ренту для одного частного лица (фирмы) за счет другого, а извлекает (вымогает) существующую частную ренту для себя. Выходя на рынок частной ренты с собственным спросом, политики планирует получение частной выгоды.
Государственное регулирование зачастую порождает высокий входной барьер и, следовательно, преобладание достаточно прочной монопольной власти для закрепившихся компаний. Ожидаемая от власти политическая рента капитализируется в виде прироста цены на акции фирмы. При осуществлении политиками дерегулирования, акционеры могут понести убытки, поэтому предпочитают платить политикам, чтобы те воздержались от дерегулирующих мер. В свою очередь политики заинтересованы мотивировать акционеров к подобным платежам за счет повторяющихся время от время угроз.
Актуальность проблемы «поддержания ренты» поддерживает периодическая смена политиков после выборов. Новый политик без вознаграждения не заинтересован поддерживать контракты, заключенные частным агентом с его предшественником. Поэтому частные компании должны вновь делать взнос политикам, чтобы сохранить прежние условия хозяйствования.
Пути ограничения вымогательства, связанные с проблемой поиска ренты
Издержки влияния государства и злоупотребления в рентой связаны со следующими условиями:
- Существование группы потенциальных или реальных решений, способных влиять на распределение издержек и выгод в организации.
- Наличие у сторон, на которые такие решения влияют, в период разра-ботки возможности связаться с теми лицами, которые принимают решения, а также наличие средств, позволяющих оказывать воздействие на них.
Организация может ограничить участие различных заинтересованных сторон в процессе принятия решения, предоставляя им лишь необходимую инфор-мацию и определяя согласованное решение окончательным и не подлежащим пересмотру.
Помимо этого, снижение издержек влияния может производиться за счет введения списка правил, которые защищали бы интересы всех членов организации. Важно раз¬делять между членами компании и организации выгоды, сопровождающие любое изме¬нение.
Сокращению издержек вымогательства ренты способствуют ряд юридических институтов, к примеру, правила банкротства. Но из-за стремления заинтересованных сторон влиять на отдельные решения государственного сектора могут возникнуть более крупные издержки.
Для ограничения злоупотреблений, связанных с уязвимостью государства должны быть средства, способные влиять на результаты процессов поиска ренты. Такую неуязвимость обеспечивают государству следующие случаи:
- Принимающее решение лицо не зависит от поддержки избирателей, а важные решения в области экономики принимают бюрократы, а не политические деятели, потребность которых в переизбрании может для внешнего влияния их сделать уязвимыми.
- Добровольный отказ государства от власти и принятия решений, произведение выбора случайным или произвольным методом.
- Распределение по очереди, продажа по конкурсу.
- Индикативное планирование (Франция, Япония), что затрудняет попытки отклонения деятельности министерств и ведомств от установленных приоритетов.
Ограничить вымогательство ренты способно повышение конкурентоспособности процессов поиска ренты. Если отсутствует конкуренция – не нужно тратить ресурсы для влияния на какие-либо государственные решения, а значит, отсутствуют потери от поиска ренты.
Для того, чтобы повысить вероятность своевременного установления нарушений в сфере вымогательства ренты, необходимы:
- четкие, понятные заинтересованным субъектам процедуры выявления нарушителей, разработка и применение стандартов для идентификации нарушителей;
- доступность информации о решениях, принимаемых гарантом и касающихся наложению санкций;
- частичное устранение функций, чья результатив¬ность сложно измерима при применении существующей мето¬дики контроля;
- изменение структуры штрафов и санкций и повышение точности квалификации тех или иных нарушений.