Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие международной конкурентоспособности в трактовке Майкла Портера

Все предметы / Экономическая теория / Понятие международной конкурентоспособности в трактовке Майкла Портера

Сущность и особенности международной конкурентоспособности

Профессор Гарвардского университета Майкл Портер в 1990 году разработал и представил общественности, так называемую, теорию конкурентных преимуществ. По мнению экономиста появление этой теории было обусловлено действием следующих факторов:

  • революционное совершенствование производимых и используемых технологий и технических средств;
  • глобализация как процесс возникновения новых международных форматов осуществления экономических отношений, которые не могли быть охарактеризованы постулатами классической школы;
  • расширение и интернационализация производства, которое в силу преимуществ тех или иных территорий располагается одновременно в нескольких странах мира;
  • как результат действия перечисленных выше факторов возникновение государств с новым постиндустриальным устройством.

В книге "Международная конкуренция" Майкл Портер утверждает о том, что отсутствует общепринятое определение конкурентоспособности. С точки зрения предприятий конкурентоспособность означает возможность и способность конкурировать на мировом рынке, с точки зрения экономистов – низкие издержки производства на единицу продукции, с точки зрения чиновников и депутатов – положительный внешнеторговый баланс. Если же применять понятие конкурентоспособности по отношению к странам, то оно может быть выражено через продуктивность использования ресурсов.

По его мнению, конкурентное преимущество компаний на мировом рынке непосредственно связано со страной своего производства. Выбор в пользу «неправильной» страны может обернутся для компании фундаментальной стратегической ошибкой. Страны отличаются друга от друга текущим количественным и качественным составом компаний и возможностями привлечения или создания новых.

То есть конкурентоспособность на международных рынках (международная конкурентоспособность) определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации, что предопределяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства с учетом занимаемого страной места в системе мирового хозяйства.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Первоначальное получение фирмами конкурентного преимущества связано с изменением основы, на которой они конкурируют. Полученное же преимущество удерживается компаниями благодаря постоянному и оперативному совершенствованию товара, способа производства и других факторов.

Следовательно, конкуренция предполагает постоянные перемены, которые базируются на роли государства в стимулировании производства инноваций. Это говорит о чрезвычайной локализации процесса создания и поддержания конкурентоспособности. А конкурентоспособность национальных компаний на мировом рынке обуславливается теми различиями, которые существуют между странами (то есть различиями в экономике, в культуре, в национальных ценностях, в истории, в демографической ситуации, в состоянии инфраструктуры, системы управления и т.д.).

Детерминанты конкурентных преимуществ в трактовке Майкла Портера

Одним из ключевых положений, на основе которых Майкл Портер сформулировал теорию международной конкурентоспособности, является концепция «национального ромба». Речь идёт о четырёх факторах, которые являются детерминантами конкурентных преимуществ.

Были выделены следующие детерминанты:

  • стратегия предприятий, их структура и характер конкуренции между ними;
  • факторные условия – параметры факторов производства, которыми наделены страны (предприятия);
  • параметры спроса на продукцию;
  • родственные и поддерживающие предприятие отрасли.

Стратегия предприятия, его структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делают возможным создание и удержание конкурентного преимущества. Стратегия определяется целями предприятия, структурой его собственности, национальными приоритетами, конкуренцией на внутреннем рынке. Насколько рационально стратегическое управление предприятием, настолько его структура соответствует национальному менталитету.

Основными факторами производства, наличие которых определяет конкурентоспособность, считаются человеческие, физические (природные), денежные, инфраструктурные и информационные ресурсы. Они, в свою очередь, могут подразделяться по степени развитости (основные/базовые и развитые факторы) и по степени специализации (общие и специализированные факторы).

Главными параметрами спроса на продукцию считается его структура, интернационализация, величина и характер его роста. Структура спроса формируется в результате предполагаемых потребностей, сегментации, требовательности и разборчивости потребителей. Интернационализация спроса вызывается развитием транснациональных корпораций, которые в ответ на потребности клиентов и из-за эффекта демонстрации перенимают опыт одних стран и распространяют их в других странах. Величина и характер роста спроса проявляется в его ёмкости, расширении, насыщении, что, в свою очередь, влияет на эффект масштаба, развитие технологий, экспорт, обновление товара.

Родственными М. Портер называл отрасли, в которых фирмы в процессе формирования цепочки ценностей могут осуществлять между собой взаимодействие, в том числе в части взаимодополняющих технологий (например, производство автомобилей и шин). А поддерживающими признаются отрасли-поставщики, которые связаны с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Олеговна Павловская

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис