Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Российский институционализм: формирование национальной школы

Все предметы / Экономическая теория / Российский институционализм: формирование национальной школы

Понятие институционализма

Определение 1

Институционализм – это направление экономической теории, которая исследует влияние социальных институтов на экономическое поведение людей.

Под институтом понимается исторически сложившаяся, либо созданная направленными усилиями форма взаимодействия людей. Институты рассматриваются с точки зрения их влияния на выработку правил поведения в обществе, влияния на людей, их мотивы и принципы жизнедеятельности. Некоторые ученые считают, что наличие социальных институтов определяет потенциал страны в долгосрочной перспективе.

Основателем школы институционализма был Веблен. На рубеже двадцатого и двадцать первого века стала формироваться новая институциональная экономика, которая соединила в себе элементы неоклассической школы и классического институционализма.

В институционализме рассматриваются два аспекта:

  1. Институции или нормы, определяющие обычаи поведения в обществе.
  2. Институты - закрепленные правила поведения в законах и иных нормативно-правовых актах.

В рамках этого учения рассматриваются не только хозяйственные процессы и взаимодействие между субъектами хозяйствования, но и влияние внешнеэкономических факторов на поведение экономических агентов. К отличительным особенностям институционализма можно отнести более глубокий анализ событий и явлений в экономике. Институционалисты рассматривают экономику как составную часть социальной жизни общества. Они считают, что поведение субъектов не рационально, а отвечает приобретенным в течении жизни правилам и нормам. Институционализм поддерживает регулирующую роль государства, считая интересы общества первичными. Он отрицает возможность экономики достигать равновесия.

Замечание 1

Таким образом, институционализм – это одна из школ экономики, которая рассматривает влияние социальных норм на экономическое поведение индивидов при взаимодействии друг с другом.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование российской школы институционализма

Институционализм как самостоятельная экономическая школа сформировался в двадцатые-тридцатые годы прошлого века. До конца восьмидесятых восприятие институционализма в СССР было критическим. Советские экономисты опирались на труды Карла Маркса, однако, им требовалось создать свое экономическое учение, отвечавшее требованиям политического курса. В то время приоритетным направлением стала так называемая «политическая экономия социализма». Марксизм и институционализм противоречили друг другу. Считалось, что институционалисты рассматривали социальные отношения в идеалистическом духе, недооценивали сознательности социальных действий, а также отрицали классовость. Вплоть до шестидесятых годов школа институционализма в СССР не признавалась.

Основная причина отрицания институционалистов заключалась в том, что школа способствовала формированию капиталистического строя. Труды Веблена были переведены на русский язык и опубликованы в России лишь в 1982 году. В постсоветском пространстве ученые предположили, что некоторые аспекты институционализма были характерны для советской экономики, несмотря на полное отрицание западного учения.

Применение терминологии институционализма началось в российской науке в середине 80-х годов, когда потребовался пересмотр существующей системы хозяйствования. Тогда впервые заговорили об организационно-экономических отношениях. Однако, идеи институционализма проникли в социологию СССР. Исследование институтов для социологов не было запрещено, так как они являются основой отношений в обществе, поэтому идеи институционализма проникли в СССР именно через социологическую науку.

Замечание 2

Таким образом, несмотря на то, что институционализм проник в научную жизнь Советского Союза, и даже присутствовал в ряде работ по социологии, он продолжал считаться неприемлемым для советской действительности.

Российский институционализм в наши дни

В девяностые годы труды институционалистов были переведены и опубликованы в России. Они стали доступны для студентов и преподавателей по всей стране. Новый институционализм в России базировался на рациональном поведении участников экономики, а также пользовался методологией западного знания. Он пришел в российскую действительность с уже готовыми решениями. Идеи институционализма стали применяться без учета внутренней специфики национальной экономики, а их влияние на экономику не исследовалось.

Развитые страны отличаются тем, что в них институционализм наиболее ярко проявляется как в экономической, так и в социальной жизни. В России рынок только проходит пусть становления, поэтому институционализм не может оказывать существенного влияния на ход хозяйственного развития.

Российская экономика отличается специфическими институтами, которые постепенно сменяются в пользу рыночных отношений. Современные институционалисты России работают сразу в нескольких направлениях:

  1. Просветительско-аналитическое.
  2. Разработка учебных материалов и пособий.
  3. Анализ феноменов российской экономики.

Существует группа ученых, которые пытаются адаптировать концепции институционализма развитых стран под российскую действительность. Постепенно труды российских экономистов начинают упоминаться на международных встречах и конференциях. Считается, что работа над институционалистскими идеями для российской школы экономики стала своеобразной отправной точкой для возрождения экономической мысли в нашей стране.

Основная задача последователей институционализма в России заключается в адаптации идей новой неоклассической школы к текущим реалиям национальной экономики. Исследование и учет социальных и экономических явлений позволит применить лучшие решения западной экономической мысли для российской действительности. На сегодняшний день институционализм в мире является одной из сильнейших школ, экономических течений, оказывающих влияние на хозяйственную жизнь развитых стран. Для достижения положительного результата хозяйствования в будущем российским ученым и политикам необходимо воспользоваться существующим знанием.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономическая теория» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис