Понятия общих издержек и их распределение
Если при производстве одной единицы товара производится другой товар с неизменным размером издержек, то издержки считаются общими. Общие издержки возникают при производстве связанных товаров, когда единица сырья дает два или более продукта. В дальнейшем эти издержки распределяются на индивидуальные и по видам конечных продуктов. Распределение происходит с помощью разных величин, таких как объем продаж или цена.
Методы распределения издержек
Рассмотрим следующие методы распределения издержек:
- с помощью метода «рыночных цен» происходит распределение общих издержек с помощью использования относительной стоимости продукта как проданной, так и непроданной продукции;
- метод «натуральных показателей» – распределение общих издержек с помощью использования относительной стоимости продукта как проданной, так и непроданной продукции, выраженной в показателях веса или объема;
- с помощью метода «чистой стоимости реализации» происходит распределение общих издержек на основе чистой стоимости реализации и прямых затрат;
- метод «постоянного процента валовой прибыли» основывается на постулате, что норма валовой прибыли одинакова для каждого вида продукции;
- также для распределения издержек используется метод «групповых весовых коэффициентов», включающих время, которое затрачивается на производство каждого товара, сложность производства, квалификацию работников, размер товаров, использованный материал, умноженные на весовой коэффициент;
- метод «соотношения проданного и произведенного» – распределение издержек происходит пропорционально соотношению проданного и произведенного количества товаров;
- «метод сложений и вычитаний». Если из общих издержек производства вычесть реализационную стоимость одного продукта, получится сумма, отражающая издержки производства второго продукта. Целесообразно использовать данный метод в случае, когда один продукт значительно уступает другому по стоимости или объемам производства;
- метод «окупаемости» – большая часть издержек распределяется в пользу товара, доход от которого покрывает большую часть этих издержек.
Ограничения методов распределения издержек
- «Метод, основанный на объеме выпуска каждого из товаров» – не учитывает, что не все издержки на самом деле могут быть связаны с количеством произведенного товара;
- «Метод, основанный на идее окупаемости» – использует рыночную цену, что характеризует невозможность применения распределенных издержек для ее формирования. Изменение в соотношении цен даже при неизменном процессе производства приведет к изменению соотношения распределенных издержек;
- «Метод постоянного процента валовой прибыли» – дает искаженные оценки прибыльности каждого из товаров, оценки динамики спроса на каждый из связанных продуктов.
Особенности распределения издержек
Решение вопроса о распределении совместных издержек занимает длительное время. Ключевую роль здесь играет то, что время от производства товаров, до появления конечных продуктов может быть достаточно большим. В результате процесс отнесения издержек или их частей на счет определенного конечного продукта становится еще более сложной задачей.
Зачастую из-за того, что при распределении общезаводских, административных, маркетинговых накладных расходов используется неверный метод, происходит искажение в расчете затрат. Если несколько лет назад это не было существенной проблемой, так как прямые издержки были намного больше, чем распределенные или общие, нуждающиеся в распределении, то сейчас эта ситуация кардинально поменялась
На текущий момент проблема заключается в том, что гораздо больший процент издержек распределяется среди гораздо большего ассортимента и категорий товаров. Оптимальным решением в данном случае будет распределение издержек по видам деятельности.