Издержки, сущность и значение
Начиная бизнес, потенциальный бизнесмен должен не только надеяться на его успешность и получение хорошей прибыли, но и четко знать и представлять какие затраты его ждут. Чаще всего термин «затраты» еще называют издержками.
На самом деле, правильно подсчитанные издержки на всем цикле производства, а также планирование затрат и их грамотный учет, является хорошим подспорьем для ведения успешного предпринимательства. Именно поэтому издержки считаются одним из самых важных элементов в процессе бизнес планирования.
Издержки – это та совокупность всех необходимых затрат, которые требуются в процессе производства продукции на предприятии.
Оперативные издержки предприятия
Оперативные издержки предприятия – это такие расходы организации, которые связаны с обучением персонала (курсы повышения квалификации), оформлением сделок, договоров с поставщиками товаров и услуг, также затраты на поиск поставщиков, на адаптационную систему персонала и т.д.
Все оперативные издержки предприятия можно условно поделить на постоянные и переменные оперативные затраты.
Чаще всего в организациях постоянные оперативные затраты превышают переменные, а в некоторых, например, те, что занимаются сферой услуг, наоборот, преобладают переменные оперативные издержки.
Постоянные оперативные издержки организаций обычно не меняются на протяжении всего периода работы, и почти всегда составляют одно и тоже значение, примером таких затрат могут стать:
- оплата труда сотрудников,
- жилищно – коммунальные услуги,
- аренда помещения или оборудования,
- иногда налоговые отчисления,
- и т.п.
Переменные оперативные издержки, как раз наоборот, постоянно меняются, каждый отчетный период они разные, например, размер выплат по договорам, оплата топлива для рабочих машин, расходные материалы, ремонт оборудования и т.д.
Планирование оперативных затрат
Руководство организации должно заранее планировать оперативные издержки, так как их доля в общем объеме затрат не так мала как кажется. Многие предприниматели забывают учитывать подобные затраты при бизнес-планирование, что в итоге приводит к некорректным результатам финансово-хозяйственной деятельности в реальности. Прибыль получается куда меньше, показатели рентабельности не соответствуют запланированным и т.п.
Соответственно, планирование оперативных затрат позволяет снизить риски на предприятии, связанные с финансовой деятельностью компании. Чем точнее просчет планируемых затрат, тем выше точность получения планируемых показателей, тем выше конкурентоспособность, устойчивость и стабильность предприятия.
Постоянные оперативные издержки планировать куда проще и вероятность расчета намного выше, чем переменных. Переменные издержки сложно оценить и спланировать заранее, их точность будет минимальной. Причем надо отметить, что оперативные переменные затраты составляют немалую часть в сумме расходов предприятия.
Также есть такое понятие как спонтанные переменные оперативные расходы – это такие затраты, которые возникают у компании внезапно, нет никакой регулярности их появления.
Таким образом, оперативные издержки должны быть учтены в любом финансовом плане компании, их планирование неотъемлемый элемент ведения бухгалтерского учета, чем точнее они просчитаны и спланированы, тем лучше и выше ожидаемый финансовый результат компании по текущей деятельности. Оперативные издержки должны сразу учитываться при построении бизнес – плана, тогда у успех бизнеса будет рассчитан точнее. При расчете оперативных затрат надо учитывать их постоянный состав и переменный, особенное внимание уделить переменным затратам.