Понятие олигополии
Олигополия представляет собой рыночную ситуацию, когда на рынке доминирует крайне малое число фирм (от 2 до 24).
Среди основных черт олигополии можно выделить:
- единичное количество фирм в отрасли;
- тяжело преодолимые барьеры для входа на рынок;
- всеобщая взаимозависимость.
В связи с немногочисленностью фирм-олигополистов на рынке, поведение каждой из них зависит от поведения других фирм.
Огромную роль в жизни компании-олигополиста играет ее ценовая политика. С одной стороны, так как велика вероятность, что потребители пойдут к компании-конкуренту, такой фирме не выгодно повышать цены на товары и услуги (компании-соперники могут просто не последовать такому примеру).
С другой стороны, если фирмы посчитают, что снижение цены поможет им "убрать" с рынка конкурента, то это будет стимулом начать ценовую войну. В целях вытеснения конкурента данные фирмы начнут последовательно снижать цену, пока она не упадет до уровня средних издержек, пока не установится равновесие, после которого снижать цену будет уже не выгодно – в этом случае предприятие начнет нести убытки. Повышение цены также невозможно, так как предприятия начнут нести убытки, их издержки будут равны или даже превысят полученный доход.
Иными словами от ценовой войны в большем выигрыше окажутся потребители, а не производители.
Фирмы-олигополисты также могут заключить между собой соглашение, согласно которому они будут изменять свои цены аналогично друг другу, в этом случае может использоваться модель «издержки плюс».
Понятие трансакционных издержек
Трансакционными издержками называют расходы, которые напрямую не связаны с производством продукции и возникающие вследствие естественного состояния функционирования системы экономики.
Трансакционные издержки олигополии — это затраты, вызываемые высокой чувствительностью участников рынка к любым действиям друг друга.
Для олигополии характерны такие виды трансакционных издержек, как издержки «информативного поиска» (возникают в связи с тем, что предприятию приходится тратить время и деньги на поиск потенциальных покупателей или продавцов) и издержки «оппортунистического поведения» ( расходы, связанные с нарушением покупателей/контрагентов условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров).
Трансакционные издержки олигополии
Особенности издержек на данном рынке:
- олигополия вбирает в себя недостатки деятельности по нововведениям монополии, склонной к низкой активности по внедрению новых проектов;
- активность олигополии по внедрению нововведений сдерживается другими участниками олигополии.
Эти факторы склоняют предприятие к появлению таких трансакционных издержек как промышленный шпионаж, подкуп сотрудников из конкурирующей компании, переманивание ценных сотрудников.
Модель «издержки плюс»
Издержки предприятия-олигополиста могут выступать ключевым фактором системы его ценообразования. Существует модель ценообразования «издержки плюс», в основе которой лежит определение средних издержек производства. Далее к этим средним издержкам прибавляется определенная надбавка. Общая величина составит олигополистическую цену.
В связи с постоянным изменением средних затрат и их зависимостью от изменения объемов производства, предприятия чаще всего используют в расчетах данные для выпуска продукта при загрузке производственных мощностей на 70-80%. Надбавка – это определенный процент от вложенного в производство капитала (ожидаемой нормы прибыли, которая не должна быть ниже банковского процента).