Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История макроэкономических учений

История возникновения макроэкономического учения

Макроэкономические учения возникли в 20 веке, однако их корни уходят более чем на два столетия назад. Первые попытки описания макроэкономических закономерностей были предприняты представителем французской школы Ф. Кенэ. В своей работе «Экономические таблицы» он попытался проанализировать общественное воспроизводство с позиции установления некоторых пропорций баланса между элементами общественного продукта в натуральном и стоимостном выражении. По мнению Кенэ, источник богатства – это не просто земледельческий труд, а превышение произведенного товара над потребленным. Данное понятие опровергает меркантилистское учение о создании богатства посредством обмена.

Замечание 1

Впервые термин «макроэкономика» был употреблен в собственной статье известным норвежским ученым, основоположником эконометрики Рагнаром Фришем. При этом большая часть основных аспектов макроэкономических учений принадлежит представителю Кембриджской школы Дж. Кейнсу.

Зарождение макроэкономики как науки произошло относительно недавно. До 1930-х годов не существовало даже термина «макроэкономика». В период с 1940 по 1980-й год происходила консолидация данного научного направления, а с 1980 года началось плодотворное развитие макроэкономической мысли.

Рассмотрим развитие ранних представлений о макроэкономике.

Возникновение меркантилизма и марксизма. Меркантилизм зародился в 15 веке, для данного течения характерно рассмотрение проблем увеличения денежного обеспечения при помощи государственного вмешательства в экономическую систему, поддержания торгового баланса. Экономические учения К. Маркса подразумевали развитие новых понятий, таких как отношения на производстве, прибавочная стоимость, производство простого и расширенного типа.

Австрийская школа, в ходе развития которой исследователями подчеркивалась роль самоорганизующейся силы ценового механизма рынка.

Развитие классической школы. Данный период связан «принципом невидимой руки» Адама Смита. Сторонники классической школы в качестве основной проблемы экономики выделяли ограниченность ресурсов. К представителям классических макроэкономических учений относятся А. Маршалл, А. Пигу и др.

«История макроэкономических учений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Период «кейнсианской революции» и становление современной макроэкономики. Основание кейнсианской экономической школы произошло в 1936 году вместе с публикацией Дж. Кейнском своей книги «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс показал, что в рыночной системе не может быть только лишь совершенной конкуренции, он являлся сторонником смешанной экономики.

Периоды развития макроэкономики, протекающие во второй половине 20-го века, показаны на рисунке 1.

Становление макроэкономики во второй половине 20-го века. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Становление макроэкономики во второй половине 20-го века. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Существует и другое деление развития макроэкономических учений:

  1. Для первого этапа характерна демократизация, осуществляемая после Первой мировой войны, которая сыграла существенную роль при становлении макроэкономической теории в качестве системы знаний.
  2. На втором этапе появляется неокейнсианство.
  3. Для третьего этапа характерно изучение и рассмотрение макроэкономики в качестве отдельного направления и раздела экономической теории.
  4. Четвертый этап связан с мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов, когда произошел крах финансовой системы мира. Многие ученые стали изучать возможные причины образования данного положения, возникли споры о рациональности проведения ключевых макроэкономических политик.

Основные школы, возникшие в процессе развитии макроэкономики

В процессе развития макроэкономических учений сложились классическая и кейнсианская школы.

Приверженцы классической школы полагали, что свободные рынки самостоятельно могут привести экономику к равновесному состоянию на рынке труда и рациональному распределению ресурсов, поэтому государство не должно вмешиваться в экономику.

Кейнсианская школа основывалась на наличии некоторой ценовой негибкости и несостоятельности механизма рынка с позиции достижения макроэкономического равновесного состояния. Данное положение относилось к отсутствию равновесия на рынке трудовых ресурсов, и поэтому рыночному механизму требуется государственное вмешательство в форме стабилизационной политики. Данная модель, адекватно описывающая экономику, широко применялась до 1970-х годов. Возникновение новой проблемы в 1970-х годах, а именно, сочетания стагнации экономики с высокой инфляцией, обусловило развитие Кейнсианской контрреволюции, когда большинство видели причину сложившейся ситуации в активном государственном вмешательстве в экономический механизм. Пересмотр классической концепции привел к появлению доктрины монетаризма.

Монетаризм основан на том, что денежное предложение в экономике – это главный критерий ее развития. По монетарному правилу экономика находится в стабильном состоянии и функционирует при полной занятости ресурсов, при условии, что денежное предложение имеет постоянную скорость изменения. У монетаристов часто возникают споры с представителями кейнсианства по вопросам эффективности осуществления фискальной и монетарной политик. Первые считают проведение фискальной политики неэффективным.

Задачи современного макроэкономического регулирования

Замечание 2

Современная макроэкономика находится в тесной связи с экономической политикой, проводимой государством. Поэтому макроэкономические учения направлены не только на выяснение закономерностей экономического развития, но и на обоснование экономической политики государства, направленной на поддержание стабильного роста, снижение безработицы, снижение уровня инфляции и другие.

Выделяют следующие основные цели современного макроэкономического регулирования:

  • Развитие национального производства на высоком и устойчивом уровне, результатом которого выступает рост ВВП;
  • Обеспечение высокого уровня занятости населения;
  • Обеспечение стабильного уровня цен;
  • Достижение справедливости при распределении доходов;
  • Направленность на сбалансированную внешнеэкономическую деятельность.

Поставленные цели достигаются при осуществлении регулирования функционирования всех составляющих экономической системы, которое реализуется как на уровне фирм, так и на уровне национальной экономики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot