Сущность понятия «индивидуальный спрос»
Индивидуальный спрос – это спрос одного конкретного потребителя на определенный вид блага.
Графическое отображение индивидуального спроса демонстрирует количество товара, которое покупатели готовы приобрести по цене, действующей в текущий момент. Существует три варианта индивидуального спроса, изображенных на рисунке:
Рисунок 1. Индивидуальный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке а.) изображена традиционная кривая спроса, на рисунке б.) она выпуклая, на рисунке в.) – ступенчатая. Стоит отметить, что индивидуальный спрос имеет два ограничения. Первое ограничение связано с ценой, выше которой покупатель просто откажется от приобретения, даже если нуждается в полезности. Второе ограничение устанавливает максимальный объем предложения, которое равно платежеспособному спросу.
Ступенчатый график характеризует ситуацию, когда предлагаемый товар, относительно которого рассматривается индивидуальный спрос не достаточно делимый. Дискретность линии объясняется тем, что у покупателя существуют определенные требования к целостности товара.
Индивидуальный спрос испытывает влияние тех же факторов, что и другие виды спроса:
- Цена товара.
- Уровень дохода потребителя.
- Социальный уровень.
- Система ценностей.
- Уровень задолженности.
Движение по графику а.) показывает зависимость изменения объема спроса от цены. По сути, совокупный спрос на рынке состоит из множества графиков индивидуального спроса. Но в любом случае, для кривой так же характерен отрицательный угол наклона.
Индивидуальный спрос характеризует особенности потребностей отдельного индивида. Он позволяет учитывать его ожидания, предпочтения, уровень достатка и заинтересованность в полезности товара. Чтобы реализовывать продукцию более успешно, в современном мире предприниматели уделяют большое внимание именно индивидуальному спросу.
Показатели индивидуального спроса
Для индивидуального спроса характерна эластичность. Она показывает степень реакции на действие какого-либо фактора. Эластичность может быть по цене, по доходы или перекрестной в зависимости от фактора влияния. Закон спроса гласит, что рост цены уменьшает его объем, а снижение, наоборот, увеличивает. Но он не покажет степень изменения. Но для предпринимателей первичное значение играет именно качество объем спроса, когда он изменяет политику ценообразования.
Эластичность определяется с помощью коэффициента. Если показатель рассматривается по цене, то он отражает изменение объема спроса при изменении цены хотя бы на 1%. Спрос эластичен, если коэффициент будет больше единицы. В этом случае спрос будет изменяться значительно. Неэластичность спроса возникает тогда, когда значение коэффициента меньше единицы. Любое изменение цены в этом диапазоне приведет к незначительным изменениям спроса. Если эластичность равна 1, то зависимость изменения цены будет равна объему изменения спроса в процентном соотношении.
Еще одним важным показателем индивидуального спроса является полезность. Требуемый уровень полезности достигается за счет движения по кривой спроса. Считается, что уровень полезности тем выше, чем ниже цена. Но в каждой точке графика полезность считается предельной, если заранее определено равенство между товарами замещения.
Эффекты индивидуального спроса
Предполагается, что спрос ведет себя типично. Увеличение цены стимулирует покупателей сократить количество приобретений. Если же продавцы снижают цену, то спрос начинает расти. Но есть исключения, которые выражаются в нетипичном поведении покупателей, когда закон спроса не соблюдается. Экономическая теория отмечает несколько эффектов индивидуального спроса:
Первый эффект характерен для продуктов массового потребления. Он заключается в том, что при резком росте цен покупатели с небольшим уровнем дохода наращивают объем потребления, ожидая, что в дальнейшем цена станет для них неподъемной. Покупатели создают запас на будущее. Сущность явления заключается в том, что эффект замещения при изменении цены перевешивается полученной выгодой. Графически эффект Гиффена дает положительный наклон кривой спроса. Это происходит потому, что рост цены ведет к росту потребления. При этом покупатели отказывают от приобретения других важных для их жизни товаров.
Такая особенность может быть вызвана в том числе массовой психологией. Если экономика страны нестабильна, то потребители начинают скупать все то, что им необходимо для обеспечения базовых потребностей.
Эффект Веблена заключается в том, что часть населения отдает предпочтение дорогим товарам. Это предметы роскоши, недоступные остальному населению. Задача покупки заключается в повышении статуса, выделении из толпы, а не в рациональном потреблении.
Этот эффект еще называют эффектом сноба. Его основная задача подчеркнуть уникальность покупателя. Эффект может проявляться на рынке среди обычных покупателей, когда производитель предлагает слишком дешевый товар. У покупателей возникает подозрение, что качество продукции оставляет желать лучшего. Еще один эффект называется ошибкой горячей руки. В этом случае покупатели заблуждаются относительно предыдущего повышения цен. Они предполагают, что и дальше цена будет расти.
Таким образом, эффекты индивидуального спроса напрямую связаны с психологическими ожиданиями и особенностями отношения каждого отдельного лица к полезности того или иного товара. Эти эффекты необходимо учитывать при выпуске эксклюзивной продукции, а также в периоды экономической нестабильности, чтобы не произошло резкого снижения объема предложения.
Предприниматель заинтересован в получении максимальной выручки, поэтому занимая определенную рыночную нишу он изучает не только спрос в отрасли, но и особенности потребностей своих целевых покупателей. Благодаря этому анализу у предпринимателя появляется возможность дифференцировать свой товар и повысить доход от продаж.