Национальная экономика
Национальная экономика – это комплекс хозяйственных отношений, исторически сложившихся на определенной территории под влиянием международного разделения труда.
Этот термин стал использоваться в конце 19 века в экономических и географических трудах. Он применяется в отношении экономик различных государств, несмотря на их политическое устройство. В СССР чаще использовался термин «национальное хозяйство».
Структура национальной экономики определяется следующими параметрами:
- Отраслевой структурой.
- Территориальным расположением.
- Особенностями воспроизводственной деятельности.
- Социальной структурой.
Отраслевое распределение показывает сложившееся распределение ресурсов. Оно показывает участие каждого вида производства в создании совокупного продукта, так же есть возможность установить связи и пропорции между отраслями.
Важным аспектом национального хозяйства является территориальное расположение производства. Обычно оно тяготеет к месторождениям и источникам энергии. Так же определяется воспроизводственная структура. Она влияет на совокупный продукт, макроэкономические показатели, отражает деление составных частей полученного результата в зависимости от функционального значения отрасли.
Важным фактором экономического роста и развития в последние годы считается социальная структура. Здесь на первый план выходят отношения собственности. Обеспечение безопасного и справедливого взаимодействия в рамках экономического обмена происходит за счет определения границ владения имущества и конкретизации шагов по проведению сделки и передачи прав собственности.
Таким образом, национальное хозяйство представляет собой структуру экономических отношений, которые сложились на определенной территории под влиянием социальных, культурных, географических, политических и исторических факторов.
Теория Франсуа Кенэ
Франсуа Кенэ был основоположником французской экономической школы физиократов. Он был сыном провинциального землевладельца, но получил хорошое образование и уехал работать и учиться в Париж. Там он изучал медицину. Долгое время Кенэ работал главным хирургом и придворным врачом. Экономикой он занялся уже на склоне лет. Первые его размышления коснулись вопросов цен и налогов. Чуть позже Франсуа стал сотрудничать с экономическим журналом.
В то время экономическая наука еще только зарождалась. Школа меркантилизма предшествовала физиократам. Она решала вопросы господствующего класса о распределении богатств. Физиократы пошли дальше и начали изучать национальное хозяйство и его благосостояние.
Кенэ придерживался следующих идей:
- Мир подчинен божественным законам.
- Реальная жизнь противоречит божественному укладу.
- Люди неразумно используют предоставленные им блага.
- Столкновение общественных и личных интересов ведет к конфликтам и диспропорциям в экономике.
Он предполагал, что лишь при всеобщем господстве можно обрести счастье. Франсуа Кенэ утверждал, что каждый имеет право свободно распоряжаться своей собственностью. Он не признавал исторически сложившегося неравенства. Идея Кенэ была революционной на тот момент. Он признавал возможность каждого трудиться и требовать этого права от общества. Неравенство же он видел в природе вещей, в том, что Бог наделяет каждого человека определенным набором способностей. Общество дает человеку минимум, с помощью которого он может добиваться всего, чего захочет в рамках, определенных ему божественным проведением.
Количественная модель национальной экономики
Кенэ считал, что экономическая политика государства должна стимулировать издержки в сельском хозяйстве, а развитие промышленности оставить на волю случая. Это мнение поддерживалось физиократами. Физиократы действовали в противовес меркантилистам. Особенно яро Кенэ оспаривал их теорию в сочинении «О торговле». Он выдвинул идею эквивалентности обмена.
Кенэ предполагал, что богатство не порождается обменом, а покупки уравновешиваются и продавцом, и покупателем. То есть, обмен осуществляется на равных условиях. Франсуа считал деньги бесполезным богатством. Он был против накопления денег, так как такой подход не стимулирует воспроизводство.
Эффективные методы обогащения Кенэ связывал с развитием сельского хозяйства. Он полагал, что внешняя торговля устанавливает равенство цен на товары, однако, не приводит к обогащению.
Общественные законы он считал законами естественными. Они исходили от Бога, поэтому были незыблемыми и им надо было подчиняться. Несмотря на то, что физиократы сильно ошибались относительно роли международной торговли, они внесли существенный вклад в развитие экономический теории, как науки. Последователи Кенэ рассматривали общество как живой организм, а экономику – как естественный процесс с определенными закономерностями.
Все макроэкономические показатели физиократы связывали с общественным богатством. Например, налоги определялись ими, как чистый продукт, создаваемый сельским хозяйством. Все, что производит промышленность считалось бесплодным. Кенэ видел в промышленности отсутствие производительности. То есть, рабочий обрабатывает сырье, но не создает продукт, поэтому он зарабатывает средства существования, а не производит их.
Основным минусом учения Кенэ была привязка лишь к одной отрасли хозяйства. Доход капиталиста оценивался как более высокая заработная плата, а не как увеличение капитала. Прибыль от торговли Кенэ не учитывал в совокупном доходе совсем. Он полностью исключил идею накопления капитала, а значит, не смог учесть тех тенденций, которые намечались в мире в восемнадцатом веке. Учение физиократов дало основу для развития идеи о прибавочной стоимости, но в ограниченном варианте. Но категория стоимости не была ими изучена в полной мере.
Существенный вклад физиократы внесли в идеи о структуре капитала. Они разделили его на составные части, которые шли на разные виды экономической деятельности. По сути, они разделили капитал на основной и оборотный (Франсуа Кенэ не оценил общественного значения капитала).