Фирма – это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности, которая посредством производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг реализует собственные интересы.
Основные сведения об институтах и организациях
Современная экономическая теория включает в себя большое число разнонаправленных школ и учений. Одним из таких направлений, которое имеет множество последователей среди экономического научного сообщества, является институционализм. Он предлагает рассматривать окружающий нас мир через призму институтов, большинство из которых имеют не экономическую природу, но непосредственно оказывают влияние на хозяйственную деятельность.
К сегодняшнему моменту сформулировано немало определений понятия «институт». Наиболее распространенная трактовка этого понятия звучит так: это исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, которая позволяет удовлетворить разнообразные потребности всего общества или его части.
Институциональный анализ призывает различать между собой понятия «институт» и «организация». Институты представляют собой набор правил и законов, которые определяют взаимодействие людей друг с другом. В качестве примеров институтов можно привести: право, мораль, традиции, религию, семью, школу (в более широком смысле слова).
Организацией же следует называть конкретных действующих лиц, которые функционируют на корпоративной основе, т.е. на некоем объединении людей. В данном случае организации могут быть объектами институциональных ограничений и объектами институционального анализа. При этом сами организации существенно влияют на процесс изменения институтов и институциональных рамок.
В основном выделяют следующие разновидности организаций:
- политические организации (например, политические партии, государственные органы и т.п.);
- экономические организации (например, фирмы, банки, профсоюзы, домохозяйства и др.);
- общественные организации (например, церкви, спортивные ассоциации, культурные клубы и др.);
- образовательные организации (школы, университеты, центры профессионального обучения и др.).
Характеристика фирмы как организации внутри институциональных рамок
Таким образом, мы можем сделать вывод, что отдельно взятая фирма – это организация, которая существует и функционирует по правилам и нормам, установленным социальными институтами. Возвращаясь к организации, ее можно определить как деятельность группы людей, которые преследуют определенную цель. В случае с фирмой эта цель – получение прибыли. А средством достижения этой цели является производство и реализация продукции (изготовление товаров, выполнение работ, оказание услуг).
Для того, чтобы воспользоваться подобным инструментом, т.е. направить деятельность людей по нужному маршруту, необходимо институализировать эту деятельность. Это означает создание внутренних правил, которые некоторым образом ограничивают деятельность людей внутри организации. С течением времени и увеличением в обществе числа подобных организаций они превращаются в институт. Следовательно, фирму как устоявшуюся форму деятельности людей по созданию, сбыту продукции и извлечению прибыли также можно охарактеризовать как институт.
Фирма в достаточной степени является институционально активным субъектом, который играет значительную роль в общественной жизни. С одной стороны, в отношении фирмы действует целый ряд норм, как говорится, из вне. Прежде всего, речь идет про нормы экономического толка (например, размеры налогов, плат за кредиты, штрафов за нарушение действующего законодательства и т.п.). Но также действуют и технологические нормы, экологические нормы и прочее.
А с другой стороны, фирма способна самостоятельно определить правила игры в различных сферах своей деятельности. Суть этого состоит в совершении фирмой рационального выбора тех норм и установлении тех требований, соблюдение которых позволит ей наиболее оптимальным путем достичь поставленных целей.
Фирма функционирует на рынке. Там она выполняет несколько значимых функций. В зависимости от их содержания и важности фирма может выступать в одном из следующих качеств:
- институциональный инноватор – фирма способна разрабатывать и создавать новые социальные институты;
- институциональный интерагент – фирма, взаимодействуя с другими членами общества, зачастую распространяет нормы, приобщает к их соблюдению других субъектов, которые со временем становятся полноправными носителями этих норм;
- институциональный генератор – достижение фирмой своей конечной цели, как правило, сопровождается постоянным воспроизводством в различных видах существующих норм институтов;
- институтопровайдер – на рынке институтов фирма действует как поставщик услуг (в качестве их продавца или покупателя).
Кроме того, изучая фирму как объект институционального анализа, необходимо обратить внимание и на другие направления ее деятельности. Так, из-за своей погони за прибылью фирмы склонны к формированию, так называемых, институциональных ловушек, т.е. устойчивых, но в то же время неэффективных институтов. Самыми известными подобными институтами являются система уклонения от налогов и бартер.
Также фирму стоит воспринимать как ключевого модератора происходящих в обществе институциональных изменений. Речь идет про то, что фирмы в силах упразднить устаревшие нормы и правила, заблокировать новые формы хозяйствования, основанные на соответствующих нормах и правилах, и принимать, приспосабливаться к заданным извне новым, приемлемым правилам и нормам.
Таким образом, деятельность фирмы как одного из главных участников экономических отношений стоит воспринимать через призму институциональных ограничений, норм и правил, которые она как соблюдает, так и сама внедряет.