Модель экономического поведения – это упрощенное представление о сложившемся образе взаимодействия экономического субъекта с окружающей его экономической средой.
Модель экономического поведения фирмы
Фирма представляет собой экономический субъект, который нацелен на систематическое получение прибыли. Данная цель достигается фирмой через производство продукции и ее реализацию на рынке потребителям.
Моделируя экономическое поведение фирмы, необходимо осознавать, что они одновременно действуют сразу на двух рынках – на рынке конечной потребительской продукции и на рынке ресурсов производственного назначения по выпуску этой продукции:
- на первом из этих рынков (на рынке конечной потребительской продукции) фирма выступает как продавец продукции, за продажу которой она получает денежные средства;
- на втором рынке (на рынке ресурсов производственного назначения) фирма выступает как покупатель ресурсов, т.е. она отдает денежные средства за то, чтобы получить в свое распоряжение требуемые ресурсы.
Основу экономического поведения фирмы составляет хозяйственная деятельность (включая производственную и коммерческую). Поскольку главным мотивом каждой фирмы является получение прибыли (т.е. превышение доходов над расходами), ей необходимо анализировать показатели цен на продукции, объемы ее продаж, а также размер производственных издержек.
Доход фирмы равен произведению цены продукции и объема ее продаж. Издержки фирмы равны произведению себестоимости продукции и объема ее производства. Следовательно, экономическое поведение фирмы направлено, во-первых, на обеспечение совпадения объема продаж и объема производства, во-вторых, на снижение себестоимости продукции относительно ее цены.
В условиях совершенной конкуренции фирмы стремятся к достижению такого состояния, когда их предельный доход окажется равным предельным издержкам. Это состояние будет означать, что объем производства достигнет такого уровня, при котором его дальнейшее увеличение приведет не к увеличению прибыли, а к ее уменьшению. Т.е. прибыль фирмы будет максимизирована.
Экономическое поведение фирм обуславливается такими мотивами, как получение прибыли и избежание убытков. Однако оно может быть скорректировано в результате целенаправленного вмешательства в рыночный механизм государства, что также необходимо учитывать при моделировании экономического поведения фирмы.
Модель экономического поведения потребителя
Потребитель – это еще один экономический субъект. Именно с ним по большей части приходится взаимодействовать фирме. Потребители имеют ряд неудовлетворённых потребностей. Для этого потребитель выходит на рынок и приобретает у фирм ту продукцию, которая в лучшей степени может удовлетворить потребности.
Потребители так же, как и фирмы, одновременно участвуют в функционировании двух рынков. Однако роли потребителей зеркально отличаются от ролей фирм. Т.е. на рынке конечной потребительской продукции потребители выступают как ее покупатели (получая ее взамен отдаваемых денежных средств), а на рынке ресурсов производственного назначения – как продавцы, прежде всего, труда, капитала, земли, получая в итоге денежные средства в форме, соответственно, заработной платы, процента, ренты.
Модель экономического поведения потребителя создана в рамках теории потребительского поведения. Она исходит из того, что потребитель ведет себя на рынке исходя из концепции рациональности. Отсюда следует, что потребители стремятся получить максимальную выгоду и минимизировать издержки, которые связаны с данным выбором.
Выгода потребителя выражается в категории «полезность». Она может отличаться от общепринятого понимания полезности – полезность потребителя означает удовлетворение его потребностей (например, в курении сигарет).
Потребности потребителей безграничны, поэтому, чтобы идентифицировать ситуацию, при которой получение потребителем полезности будет максимальным, необходимо проанализировать размер его денежного дохода. Этот размер, как говорят в экономической литературе, образует бюджетное ограничение приобретения продукции, потреблением которой можно удовлетворить потребности.
Следовательно, экономическое поведение потребителей будет оптимальным, если их предельный доход будет равен предельной полезности.
Экономическое поведение потребителей реализуется в нескольких формах, а именно:
- формирование потребительских оценок, настроений;
- формирование индивидуального и рыночного спроса;
- совершение расходов;
- непосредственное потребление экономических благ.
Экономическое поведение потребителей представляет собой результат воздействия факторов различной природы и масштаба. Как правило, их подразделяют на следующие группы:
- факторы макроуровня (общеэкономическая ситуация в стране; уровень и темпы инфляции; наполненность потребительского рынка; институты государства и права);
- факторы мезоуровня (общеэкономическая ситуация в регионе; региональные институты);
- факторы микроуровня (распределение доходов в обществе; уровень рыночных цен; институт семьи);
- факторы наноуровня (индивидуальные потребности; мотивы принятия решений; система ценностей; психологические потребительские реакции; потребительские установки и стереотипы).
Экономическое поведение потребителя обладает отличительными чертами не только в вопросах, которые касаются форм реализации и факторов формирования, относящихся к разным уровням, но и в отношении своего характера и закономерностей в условиях различных систем экономических отношений в обществе (рыночной, административно-командной, смешанной, традиционной). Каждая из этих систем формирует для потребителей как ограничения, так и возможности.