История экономических учений
История экономических учений — это наука, которая изучает зарождение, становление, развитие и смену различных экономических теорий на всех этапах истории общественного производства.
Экономика представляет собой общественную науку, занимающуюся вопросом обеспечения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Исследования хозяйственных отношений начались еще в древности, когда мыслители и философы того времени начали подмечать закономерности взаимодействия между людьми.
Хозяйственная жизнь постепенно усложнялась. Появилось разделение труда, началось накопление капитала. Появление класса купцов потребовало создания экономической школы, которая занималась бы проблемами предпринимателей. Меркантилисты первыми начали изучать экономические закономерности. Затем появились физиократы, политэкономия. Они пошли глубже в своих исследованиях, однако, до 19 века все изучение экономки сводилось к решению практических задач господствующего класса.
Накопленные фактические данные легли в основу теоретической экономической науки. С этого момента она стала развиваться независимо от потребностей власти. Понятийный аппарат, как и инструменты исследования расширялись, что дало возможность проводить теоретические расчеты, строить планы и прогнозы.
Сегодня экономика является цельной многовекторной общественнонаучной дисциплиной, но когда-то она представляла собой попытки отдельных ученых и мыслителей проанализировать и сформировать представление о процессах, происходящих в обществе. Помимо теоретической науки существуют ее прикладные направления, которые занимаются более узкими проблемами и призваны решать их наиболее эффективным способом.
Таким образом, экономика – это научная отрасль, которая впитала в себя исследования и аналитические работы множества ученых, внесших вклад в изучение разных аспектов отношений между субъектами хозяйствования.
П. Прудон
Пьер Прудон был французским политиком, экономистом, социологом, членом правительства Франции и первым человеком, который стал официально называть себя анархистом. Он жил и работал в первой половине 19-го века. До сих пор он считается одним из основных анархистов, но марксисты видели в нем мелкобуржуазного социалиста.
Он рано начал работать в типографии, затем открыл собственное дело. Далее он получил стипендию и стал обучаться философии, истории и политической экономии. Он успел поработать секретарем у судьи и приказчиком в торговом доме. Вскоре вышло в свет его первое сочинение «Принципы политической организации или создание гуманного порядка». Сам автор вскоре разочаровался с своей работе. Позже он издал популярный труд «Система экономических противоречий или философия нищеты».
Несмотря на свои взгляды, Прудон не участвовал в революциях, а лишь высказывал свое мнение в выпускаемой им газете. Его статьи вызвали гнев властей, Прудону пришлось перебраться в Бельгию. Его книга вновь вызвала резонанс и Пьера вновь судили.
Экономическое учение П. Прудона
Идея Прудона о том, что собственность есть кража, поэтому она противоречит социальным законам справедливости, вызвала недовольство в обществе. Он полагал, что нет ни одного принципа, на основе которого можно определить право владения каким-либо имуществом. Прудон говорил, что собственность – это метод эксплуатации, то, что она ведет общество к неравенству и социальной напряженности. Общность он сравнивал с рабством, так как она противоречит развитию индивидуальных качеств человека. Пьер продвигал идеи равного и свободного труда.
Прудон видел причины бедности в том, что экономический строй является несовершенным. Чтобы убрать противоречия в обществе, Пьер предлагал ввести натуральный обмен. Он считал, что взаимность станет действенным инструментом укрепления отношений между заинтересованными сторонами.
Хотя Прудон называл себя анархистом, он не был против государственной власти. Он считал, что правление хорошо тогда, когда оно действует в рамках справедливости. Это возможно только при условии соблюдения свобод и права на автономию. Одной из его идей, которую не провели в правительстве, была идея о постепенном увеличении налогов и их перераспределения через кредитную систему. Население получило бы доступ к недорогим кредитам.
Еще одним проектом, который разработал Прудон, был проект народного банка. Он предполагал обмен натуральной продукции на деньги. Пьер предполагал, что банк будет привлекать все больше людей, в результате чего деньги станут не нужны. Банк сможет выдавать своим клиентам безвозмездные ссуды.
Прудон организовал такой банк, но был осужден и ему пришлось отказаться от идеи.
В своих трудах Прудон рассматривал разные экономические проблемы. Помимо собственности он уделял внимание разделению труда. Здесь он критиковал идеи Адама Смита. Он полагал, что разделение труда вытесняет ручной труд и человека из экономики в принципе. При этом усиливается зависимость работника от работодателя. Также он критиковал теорию стоимости классической школы политэкономии. Прудон считал, что меновая стоимость не может быть абсолютно определена. Цену он связывала с тратами труда и расходов, никаких наценок быть не должно.
Доход Прудон видел как результат труда, капитала и земли. Он утверждал, что производство базируется именно на этих трех элементах.
Согласно его теории воспроизводство зависит от сбалансированности производства и потребления. Он считал, что собственники нарушают закон, в соответствии с которым труд уравновешивается продуктом.
Прудон отвергал всякую мысль о революции и пытался обосновать идеи социализма через комбинацию общественных интересов и экономической целесообразности. В своих работах он , по сути, пытался соединить назревающие идеи социализма и классические представления об экономических процессах.