Понятие экстерналии
Экстерналии – это влияние экономического взаимодействия двух субъектов на третьих лиц, напрямую не относящихся к сделке.
Впервые об экстерналиях написал Артур Пигу в своей книге «Экономическая теория благосостояния». Так же экстерналии называют «внешними эффектами». Это понятие было введено Самуэльсоном в конце пятидесятых.
Влияние экстерналий приводит к потере рыночного равновесия, происходит снижение эффективности по Парето, что ведет к рыночному провалу. Рыночное или экономическое равновесие представляет собой положение хозяйственной системы, при котором произведено столько продукции, сколько потребители готовы выкупить по текущим ценам. То есть, экономические силы находятся в балансе, поэтому они не будут стремиться к изменениям. Оптимальность Парето характеризует состояние хозяйственной системы, при котором улучшение одного из показателей обязательно приведет к ухудшению другого. Парето считал, что если изменения экономической структуры не ведет убыткам и приносит пользу определенному кругу лиц, то их можно считать улучшающими.
Влияние экстерналий ведет к провалу рынка или к его фиаско. Здесь понимается ситуация, при которой рыночный механизм не работает. Несмотря на то, что спрос и предложение стремятся к равновесию, а улучшения по Парето все равно ведут к общему ухудшению ситуации. Такая ситуация сигнализирует о необходимости прямого административного вмешательства в национальное хозяйство с целью выравнивания диспропорций.
Таким образом, экстерналии являются частью экономического взаимодействия субъектов. Они оказывают косвенное влияние на поведение и хозяйственную деятельность других экономических агентов, не имеющих отношения к трансакции между двумя субъектами. Экстерналии дестабилизируют рыночную систему, требуя от государства прямого вмешательства в текущие события с целью выравнивания рыночной конъюнктуры.
Виды экстерналий
Внешние эффекты не отражаются в ценах. То есть, это дополнительный экономический эффект от сделки, которого могут достичь стороны вне зависимости от стоимости. Экстреналия проявляется именно в момент потребления или сбыта благ. Все эффекты разделяют на:
- Частные.
- Внешние.
- Общественные издержки.
- Выгоды.
При этом экстерналии могут нести положительные или отрицательные изменения, быть благоприятными или неблагоприятными. Например, производя готовую продукцию, предприятие попутно загрязняет окружающую среду, что негативным образом сказывается на природных ресурсах, а значит, на здоровье населения. Чтобы компенсировать негативное воздействие фирма берет на себя обязательства инвестировать в приобретение очистительных сооружений, проведение мероприятий по снижению объемов выбросов. Положительный эффект может произойти, если предприятие арендует здание исторического значения, и вкладывает средства в его реставрацию.
Внешние эффекты могут иметь форму производственного, потребительского и смешенного воздействия. Производственный эффект был описан выше, когда предприятие своей хозяйственной деятельностью наносит урон окружающей среде. Оно так же может влиять на работу других субъектов, чья активность напрямую связана с природными ресурсами. Положительный эффект для потребителей может проявляться через проведение предприятием различных общественных мероприятий, организации социальной помощи, вложения в инфраструктуру, что может принести населению пользу.
Экстерналии могут быть технологическими, не относящимися к рыночной активности. А могут быть денежными, связанными с колебанием цен на ресурсы. Так же различают предельные и интрамаржинальные эффекты. Результаты, к которыми приводит воздействие экстерналий, подразделяют их на не противоречащие или противоречащие теории Парето. Инструментом устранения внешнего эффекта становится либо государство и его меры прямого вмешательства в процесс. Либо предприятие может самостоятельно провести переговоры с субъектом, получающим воздействие в качестве третьего лица.
Значение экстерналий в экономической теории
Разные экономисты предлагали различные методы преодоления воздействия внешних эффектов. Пигу видел выход в государственном вмешательстве, а Коуз предлагал отдать решение проблемы рыночному саморегулированию. Он считал, что вопрос воздействия экстерналий можно решить через установление права собственности на их производство. Так же ученые установили основные причины провалов рынка. Суть рыночного фиаско заключается в отсутствии согласованности между формальными и неформальными нормами и правилами в обществе. К причинам относят:
- Структуру властных отношений.
- Полномочия властных органов.
- Место нахождения властных органов в социальной структуре.
- Источник формирования власти.
Экстерналии проявляются под воздействием административных барьеров на рынок. Положительное влияние стимулирует приток средств на рынок и в бюджет, а отрицательное ведет к росту трансакционных издержек. Последние связаны с затратами, которые не способствуют экономии от масштаба. Если негативные последствия воздействия внешних эффектов велики, то происходит уменьшение потока денежных средств, что снижает уровень жизни населения.
Негативный эффект экстерналий ведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, что повышает сумму общих издержек. Она переходит на каждого члена социума. Эти издержки называются предельными социальными издержками. Если их измерить, можно выявить причины провала рынка и ликвидировать их, либо предпринять меры для того, чтобы они не повторялись. Пока ученые не доказали эффективность барьерного регулирования внешних эффектов. Но они укрепились в понимании, что неуплата налогов губительна не только для государства, но и для предприятий, и общества в целом.
Таким образом, внешние эффекты могут оказывать положительное или негативное воздействие на рынок. В зависимости системы управления страной выбираются методы преодоления этого влияния, а также проводятся мероприятия по ликвидации провалов рынка, чтобы он мог самостоятельно стабилизировать экономику страны.