Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Чикагская экономическая школа

Все предметы / Экономическая теория / Чикагская экономическая школа
Содержание статьи

Этапы развития чикагской школы

Появление в 1930-х годах Чикагской школы связано с именами известных ученых Дж. Вайнера и Ф. Найта, которые возглавляли в Чикагском университете оппозиционную сторону против появившихся в тот период новых течений в экономической науке, куда относится концепция монополистической конкуренции (Дж. Робинсон, Э. Чемберлирн) и идеи, выдвинутые Дж. М. Кейнсом в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег».

В течение длительного периода времени (до середины 1950-х) Чикагский университет являлся оплотом неоклассической научной традиции, методологическую основу которого составляет обоснование экономического поведения при помощи терминов индивидуального выбора между возможными альтернативными вариантами ресурсного распределения, который направлен на максимизацию полезности при ограничениях, налагаемых уровнем дохода и богатства, уровнем цен, обеспечивающим при этом равновесие спроса и предложения на рынке. Сохранение данных традиций выступало важнейшим достижением первого этапа развития Чикагской школы, который также носит название «оборонительный», подготовившего почву для «неоклассической революции» в научном экономическом знании.

В 1950-х годах начинается «наступательный» этап развития школы, основой которого послужили работы М. Фридмена, являвшегося учеником Ф. Найта, «Методология позитивной экономической науки», а также «Исследования по количественной теории денег». Первая работа стала определяющим фактором для дальнейшего развития методологических представлений, которые составляли фундамент «основного течения» современной экономической науки, а вторая работа послужила отправной точной при критике кейнсианского макроэкономического учения и развития монетаризма в экономике, и на долгие годы стала «визитной карточкой» для чикагской школы.

Другим направлением критики кейнсианской модели в макроэкономике, опирающемся на распространение микроэкономических взглядов о рациональном поведении индивидов, направленном на максимизацию, и анализ макроэкономических проблем, было направление, связанное с именем Р. Лукаса, который также являлся выдающимся представителем чикагской школы.

Работы представителей Чикагской школы содержали экспансию неоклассической методологии, что привело к появлению на орбите экономической теории других проблем и разработке новых подходов к изучению, в первую очередь при помощи расширения круга ресурсов экономики, распределение которых анализировалось в понятиях неоклассических моделей.

Готовые работы на аналогичную тему

Самые важные инновации – это:

  • Выработка теории транзакционных издержек и экономической теории информации (Дж. Стиглер, Р. Коуз);
  • Рассмотрение в теории проблем распределения ресурсов времени (Г. Беккер), которое стало причиной коренного пересмотра теории домохозяйства;
  • Анализ значения специфических знаний и умений индивидов, которые они используют в экономической деятельности (Т. Шульц, Г. Беккер).

Основные положения и методы чикагской школы

Определение 1

Чикагская школа – это направление в экономической науке, ее идейно-теоретические взгляды стали складываться в 1930-х годах, а законченный вид доктрина получила уже в 1960-1970 годы.

Сторонниками чикагской школы во многих вопросах (методы и формы государственного экономического регулирования, теории спроса и денег, ценообразования, теории занятости, экономических циклов и т.д.) критиковались кейнсианские позиции и поддерживалось неоклассическое направление в экономической теории.

Методологическое основание чикагской школы включает принципы маржинализма, субъективно-психологической предельной полезности теоретического направления, апологетической концепции предельной производительности производственных факторов.

Представители школы считают, что положение Дж. М. Кейнса о неспособности экономики капиталистического типа обеспечивать нормальное функционирование расширенного воспроизводства без государственного вмешательства в экономику является ошибочным. Они выдвинули тезис о дестабилизирующем государственном воздействии на экономическое развитие. Представители чикагской школы идеализировали стихийный рыночный механизм. Они полагали, что только при частной собственности и свободном предпринимательстве достигаются рациональные хозяйственные формы и экономическая эффективность.

Защита свободной конкуренции и рыночного механизма служит основанием для резких нападок на рабочие классы, требования которых о повышении оплаты рассматриваются в качестве ограничения свободного действия рыночных сил. Приверженцы чикагской школы относят безработицу к второстепенной социально-экономической проблеме современного капитализма.

Теоретики школы противостоят экономической экспансии монополистических структур. Их практические рекомендации направлены на отмену прогрессивных ставок налогообложения доходов, налогов на сбережения и корпорации, контроля государства над ценами и т.д.

Важным местом в теоретическом объяснении сторонников монетаризма является концепция постоянного дохода, предполагающая наличие постоянного компонента расходов потребителей.

Рекомендации монетаристов, представителей чикагской школы, основываются на таких положениях, как:

  • Рыночная экономика является достаточной устойчивой сама по себе и не требует корректирующего государственного воздействия. Рынок имеет свойство амортизировать самостоятельно шоковые импульсы, возникающие в результате внешнего вмешательства.
  • Самый важный инструмент государственного воздействия на экономику – это денежная политика. Темпы роста денежной массы и динамика валового национального продукта находятся в корреляционной зависимости. Это означает, что регулирование изменения денежной массы не рассматривается как воздействие на темп рост ВНП.
  • При экономическом регулировании следует ориентироваться на решение долгосрочных задач. Государственная политика в области денег должна быть направлена не на текущие, краткосрочные изменения, а на долгосрочные цели.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис