Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эконометрические модели рентабельности

Определение 1

Рентабельность – это относительный аналитический показатель, который позволяет охарактеризовать доходность хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Теоретические основы рентабельности

В финансовом анализе широкое распространение получил расчет показателей рентабельности. По своей сути, рентабельность – это относительный показатель, т.е. он рассчитывается в результате деления прибыли на другой стоимостной показатель (выручку, капитал, активы и т.д.). Таким образом, величина рентабельности показывает соотношение результата деятельности экономического субъекта с потребленными им ресурсами.

Рентабельность свидетельствует об уровне эффективности работы предприятия в целом, отражает доходность отдельных направлений хозяйственной деятельности. По результатам анализа рентабельности получают представления о качестве финансового состояния предприятия и о его перспективах на будущее, а также об инвестиционной привлекательности предприятия и величине его дивидендных выплат.

Расчет рентабельности позволяет провести сравнительные исследования нескольких предприятий. Условием этого является адекватное представление показателей рентабельности. Например, наиболее удобным считается представление показателей рентабельности в годовом измерении.

На практике существует целая система показателей рентабельности, которая позволяет со всех сторон охарактеризовать результаты экономической деятельности. Чаще всего рассчитывают следующие показатели (коэффициенты) рентабельности:

  • валовая рентабельность (равна отношению валовой прибыли к выручке);
  • рентабельность продаж (равна отношению операционной прибыли к выручке);
  • рентабельность активов (равна отношению чистой прибыли к активам);
  • рентабельность основных средств (равна отношению чистой прибыли к основным средствам);
  • рентабельность собственного капитала (равна отношению чистой прибыли к собственному капиталу);
  • рентабельность персонала (равна отношению чистой прибыли к фонду оплаты труда).

Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Обычно значения моментных показателей берутся на конец календарного года, а значения интервальных показателей – как средние значения за весь календарный год.

«Эконометрические модели рентабельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основы эконометрического моделирования рентабельности

Рентабельность может быть проанализирована на основе применения экономико-математических методов. В частности, они позволяют установить количественные связи между рентабельностью и факторами, которые оказывают влияние на ее величину.

Главным инструментом в ходе проведения экономико-математического исследования выступает эконометрическая модель. Она представляет собой выраженную на математическом языке зависимость результативного показателя от нескольких факторных показателей. Эконометрическая модель предоставляет данные, которые необходимы для проведения анализа и для составления прогнозов развития конкретных экономических процессов на основе реальной статистической информации.

Рентабельность в рамках эконометрической модели выступает как изучаемый показатель или результативный признак. Его значение определяется в результате воздействия факторных признаков.

В большинстве случаев эконометрические модели основываются на уравнениях регрессии – именно ими связываются переменные, которые входят в состав эконометрической модели. В большинстве случаев используется регрессия линейного вида: y = a + b ⋅ x. В этом случае:

  • y – это показатель рентабельности;
  • х – это факторный показатель, от величины которого зависит величина рентабельности;
  • b – это величина изменения рентабельности при изменении факторного показателя на одну единицу;
  • a – это часть величины рентабельности, которая не зависит от факторного показателя, изучаемого в данной эконометрической модели.

В качестве факторного показателя экономисты и специалисты предприятия могут использовать различные факторы, которые представлены в стоимостном выражении. Их выбор обусловлен спецификой хозяйственной деятельности, которую ведет экономический субъект. В основном используют следующие факторы, зафиксированные в анализируемом периоде:

  • объем капитала предприятия;
  • объем продукции, изготовленной предприятием;
  • объем продаж предприятия;
  • затраты на производство;
  • себестоимость изделий;
  • прибыль (в целом, а также по видам деятельности и по структурным подразделениям);
  • темпы роста валового внутреннего (регионального) продукта;
  • уровень цен на местном, национальном и мировом рынках и т.д.

Отбор фактора для уравнения осуществляется исходя из сущности проблемы и содержания тех задач, которые должны быть решены исследователями (например, оценить сбытовую политику предприятия).

Кроме того, сами показатели рентабельности могут быть использованы аналитиками в качестве факторного показателя в эконометрической модели, которая создана для изучения иных экономических процессов и явлений (например, уровня конкурентоспособности на мировом рынке). В этом случае уже доходность как характеристика предприятия оказывает определенное влияние на иные сферы его функционирования, работы структурных подразделений или в целом всего рынка (отрасли).

Значение эконометрического моделирования рентабельности, прежде всего, состоит в том, что по итогам построения и эксплуатации эконометрической модели хозяйствующие субъекты получают прогнозные данные о развитии своего хозяйства в нескольких вариантах, т.е. в тех или иных условиях, которым соответствуют различные факторные показатели. На этой основе разрабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения, которые направлены на оптимизацию принятой на предприятии хозяйственной модели и повышение показателей его выручки и прибыли.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot