Экологическое сознание
Признаками становления экологического сознания являются следующие:
- глобальность,
- понимание неразрывной связи социума с миром природы,
- практическая направленность действий по сохранению целостности и неизменности природной среды,
- опора на научное знание, соединение ее с ценностями гуманистического порядка.
Выделяют четыре направления, по которым происходит становление экологического сознания.
- Первое из них – научное, выражающееся в желании применить на практике полученные знания о природных связях, о взаимодействии человека и природы без ущербы для окружающей природной среды.
- Второе направление – экономическое, заключающееся в понимании невыгодных экономических последствий производственной деятельности, нарушающей целостность природы.
- Третье направление – культурное, заключающееся в активном желании сохранить природу как элемент культурной среды.
- Политическое направление экологического сознания как формы общественного сознания выражается в стремлении создать условия, которые бы находились в соответствии с человеческим достоинством.
То есть, по большому счету, экологическое сознание имеет целью переориентировать мировоззрение людей на достижение оптимального состояния системы «общество – природа».
Экологическое сознание проявляет себя через экологические ситуации, социально-экологические отношения, социально-экологическую деятельность.
Рациональный (экологические знания), чувственно-эмоциональный (оценка экологической ситуации) и поведенческо-волевой (экологическое поведение) – эти три самостоятельных компонента входят в структуру экологического сознания.
Чтобы в масштабах нации сформировать экологическое сознание, нужно задействовать законы, которые сделают выгодными экологически чистые предприятия, а также общественное мнение и экологическое воспитание и образование, начиная с раннего возраста.
Экологическое сознание с точки зрения феномена массового сознания может быть чувственным, рациональным либо иррациональным, может выражаться высокой, низкой либо средней степенью озабоченности экологической ситуацией, иметь активную либо пассивную направленность.
Главная функция экологического сознания – регулирование соответствующего поведения, направленного на грамотный контакт с природой. Формироваться экологическое сознание (отношения к природе, к другим людям и к самому себе) может разными путями, но главными и обязательными являются экологическое образование и экологическое воспитание.
Экологическое сознание выступает основой экологической политики государства.
Экологическое образование
Экологическое образование как непрерывный процесс обучения должно сформировать общую экологическую культуру, дав знания об экологических закономерностях и возможность приобретения навыков природоохранной деятельности.
Экологическое образование включает в себя обучение, воспитание и самообразование.
Система экологического образования населения должна носить непрерывный характер. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является основополагающим документом, устанавливающим систему организации и развития сферы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры населения. Граждане обязаны сохранять окружающую среду, и имеют право получить экологическое образование. В сферу деятельности органов государственной власти входит обеспечение гражданам таких возможностей путем доступных образовательных услуг, образовательных стандартов, экологического образовательного минимума, то есть базового набора знаний и навыков, и многосторонней (материальной, организационной и информационной) поддержки программ экологического образования.
Экологическое образование в средней, профессиональной и высшей школе должно дать необходимый уровень экологических знаний, умений, навыков, почерпнутых из «Экологии» как научной дисциплины, а также проецировать экологические аспекты на содержание биологии, географии и других специальных дисциплин.
Учебные заведения (при государственном и общественном контроле) несут ответственность за соблюдение государственных стандартов, образовательных программ и учебных пособий в области экологического образования.