Экологическая психология
Экологическая психология (экопсихология) изучает особенности психических явлений, находящихся во взаимодействии с сообществом людей, и совокупностью природных образований и объектов, как не тронутых человеком, так и испытавших его влияние. Результаты исследований используются практически – в решении экологических проблем.
Угроза разбалансированности взаимодействия человека и природной среды в результате демографического взрыва послужила отправной точкой возникновения экологической психологии.
Определенный толчок к ее развитию дало все усиливающееся потребительское отношение населения к окружающей природе. Возникла объективная потребность изменить такое отношение на «взаимовыгодное».
На рубеже XX века стало очевидным, что загрязнение и истощение природной среды (локальное и глобальное) ведет к ухудшению качества жизни и здоровья населения, а также может негативно отозваться на будущих поколениях. Кроме этого, предпосылками появления экопсихологии стало масштабное увеличение доли искусственной среды в цельной среде человеческого обитания и значительный рост техногенных и природных катастроф, затрагивающих все большие доли населения.
На современном этапе развития человеческого общества происходят качественные изменения личностного отношения к природе, связанные с новыми требованиями, предъявляемыми к человеку (в системе «человек – окружающая среда») современным производством и развитием научно-технического прогресса. Наша планета, страна Россия никогда ранее не подвергались таким экологическим перегрузкам, какие они испытывают сегодня.
Глобальный масштаб изменений природных условий на Земле, вносимых человеком, предсказали в начале XX века ученые и философы В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский.
В ответ на настоятельные потребности времени в конце XX века появилось новое эколого-психологическое направление, получившее название «экологическая психология». Оно интегрировало научные знания экологии, социологии, медицины, философии, психологии, педагогики и ряда смежных наук и изучает проблемы взаимодействия (на уроне психического) человека и экологических компонентов природной среды, в том числе социальных. Актуальность экологической психологии возросла в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции, с ощущаемыми последствиями этой катастрофы.
Экопсихология представляет собой специальную область психологических исследований. Изучая психологические воздействия на человека (их характер, особенности) с точки зрения природного, социального и антропогенного окружения, связанные с этим переживания, внутренние состояния человека и социума, экопсихология не упускает из вида изменения комплексного характера, такие как мотивы поступков, ценностную ориентацию многое другое. Но всегда исходным основанием в экологической психологии служит отправная точка «человек – окружающая среда».
Экологическое образование
Человеческое общество всегда влияло на природу, вступало во взаимоотношения с окружающей средой. В современном мире к человеку предъявляются новые требования в парадигме человек – окружающая среда, обусловленные бурным развитием производства и научно-техническим прогрессом. Разъяснить эти требования, доказательную необходимость следования им призвано экологическое образование с его разветвленной системой. Иными словами, экологическое образование – важный шаг на пути к выработке экологического мышления, остро необходимого в нынешней сложной экологической ситуации.
Экологическая психология и экологическое образование – два взаимосвязанных понятия.
Для экологического образования принципиальны непрерывность и всеобщность, комплексная и гуманитарная составляющие.
В структуру системы экологического образования входят:
- дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных дошкольных учреждениях (детские сады),
- экологическая подготовка в школах, техникумах, колледжах, в высшей школе,
- неформальное экологическое воспитание и образование («зеленое движение», сообщества по интересам и т.п.),
- самообразование детей и взрослых.
Информация, способствующая экологическому образованию и воспитанию, идет через средства массовой информации, художественную литературу, научно-познавательные и некоторые художественные фильмы, а также через театральные постановки (в основном рассчитанные сегодня на детскую и подростковую аудиторию), содержится в Интернете. Особенная роль отводится краеведческим, зоологическим музеям, зоопаркам, заповедникам.
Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования служит федеральный закон «Об охране окружающей среды».