Восприятие пространства
Восприятие пространства – это понимание размера, формы, а также объема предметов, каково расстояние между ними и как как они располагаются. Также учитываются удаленность, направление объектов. Таким образом, это образное отражение принципов организации пространства, совокупность восприятия размера, формы, цвета и других характеристик объектов, того, как они располагаются в пространстве.
Воспринимать пространство помогают зрительный, кожный, двигательный и вестибулярный анализаторы. Воспринимать пространство – значит понимать, что такое отдаление, какое расстояние между предметами существует, особенности направления, размера и формы предметов.
Восприятие движения
Восприятие движения – это понимание изменения положения предметов во времени и пространстве.
В процессе наблюдения движения происходит понимание:
- особенностей передвижения (приближение, отдаление, сгибание, отталкивание и т.д.);
- формы движения (криволинейное, прямолинейное, круговое, по дуге);
- размаха движения (неполная амплитуда и полная);
- направленности движения (в левую, правую стороны, вверх, вниз);
- длительности передвижения (длительное, краткое);
- скорости передвижения (медленное или быстрое);
- характера движения (ускоряющееся, равномерное, плавное, замедляющееся, прерывистое).
Восприятие движения происходит посредством сотрудничества разных типов анализаторов - зрительного, вестибулярного, двигательного, слухового и т. д.
Восприятие формы
Предметы, которые находятся вдали, воспринимаются в меньшем размере, чем те, которые располагаются ближе. В отдалении трехмерные объекты воспринимаются более плоскими, потому что глубинные ощущения становятся менее выраженными. К примеру, куб с близкого расстояния будет казаться вытянутым, тогда как с дальнего – сплюснутым.
Форму также можно понимать и без помощи зрительных ощущений. Это можно сделать посредством кинестезии, то есть ощупать предмет руками, а также при помощи слуха – так в пространстве ориентируются летучие мыши, но у людей подобной способности нет.
Восприятие формы – самая важная задача зрительного анализатора. С его помощью можно определить характерные особенности предметов.
Восприятие форм бывает двух видов:
- восприятие плоскостной формы;
- восприятие объемной формы.
При плоскостном восприятии нужно понимать очертания объектов, их границ. Восприятие плоскости зависит от того, насколько четким было изображение, которое получила сетчатка глаза.
Существуют следующие законы восприятия:
- апперцепция;
- категоризация;
- вербальное опосредование;
- зависимость от установки;
- субъективность;
- принцип изоморфизма.
Законы восприятия
Данные законы были сформулированы М. Вертгеймером:
- Сходство. Объекты похожи друг на друга по определенным элементам (размер, цвет, форма. Они в процессе восприятия группируются и соединяются.
- Близость. Объекты, которые находятся рядом, нередко визуально объединяются.
- Общая судьба. Объекты способны соединятся посредством общей тенденции изменений, которые наблюдаются в них.
- Хорошее продолжение. Из линий, которые пересекаются или касаются, воспринимается лучше та, которая обладает меньшей кривизной.
- Замкнутость. Замкнутые объекты намного лучше воспринимаются человеком.
- Группировка без остатка. Глаз пытается сгруппировать объекты так, чтобы не было ни одного отдельно стоящего.
Также существует еще одна классификация законов восприятия:
- Фигура и фон. Один предмет выделяется ярче, чем другие на его фоне. Глаз воспринимает мир пятнами, хватает самый значимый один предмет. На какое-то время предметы за ним становятся фоновыми.
- Мертвая зона. Все, что может воспринимать вокруг себя человек, который не стоит на месте, носит название зрительного поля. Объекты, которые попадают в нижнюю часть зрительного поля человека, воспринимаются в несколько раз хуже, чем те, которые были в верхней части.
- Переключение внимания. Из-за того, что человеческий глаз любит выделять только одну фигуру из большого количества, восприятие одного объекта быстро надоедает. Из-за этого нужно переключать свое внимание, искать глазами другие фигуры для восприятия. В практике это значит, что запрещается в рекламных целях ставить похожие товары в длинную линию, без расставления зрительных акцентов. Так человек, который пришел за товарами в магазине, не заметит их, пойдет искать те, что больше выделяются.
- Группировки. Данная закономерность отражает характерные черты восприятия человека, особенности его интеллектуального развития. Человек намного легче воспринимает информацию тогда, когда они находятся в группировке. Нужно разложить так объекты, чтобы человеку эта группировка была понятна, казалась логичной.
- Закон 7+2. Размеры восприятия человека ограничиваются природой. Человек не может заметить и запомнить больше 7 (плюс-минус 2) предметов.
Восприятие цвета
Цвет появляется только в тех случаях, когда присутствую все три его элемента:
- наблюдатель;
- объект;
- освещение.
Чисто белый свет человеком ощущается в качестве бесцветности. В физической характеристике он обладает всеми цветами спектра. В случае, когда белый свет достигает предмета, поверхность этого предмета выборочно поглощает некоторое количество цветов, а некоторые отражает. Отраженные цвета и формируют у человека цветовое восприятие.
Глаз человека воспринимает цветовой спектр при помощи своего зрения. Глаз использует комбинацию из клеток колбочек и палочек. У палочек большая чувствительность к свету, они различают интенсивность света. Колбочки же способны воспринимать цвета, но только при ярком освещении.