Что такое вологодское кружево
Вологодское кружево – тип кружева в русской традиции, которое плетется на коклюшках. Коклюшки – это небольшие гладкие деревянные палочки, на которые наматываются нити.
В вологодском кружеве изображения создаются по одной полотняной тесьме – неразрывной, равной по своей ширине, плотной, изгибающейся. Кружево создается на фоне решеток узора, которые украшают насновками. Они, в свою очередь, представляют собой розетки и звездочки.
Для создания вологодского кружева необходимо иметь следующий инвентарь:
- валик-подушку;
- коклюшки из березы или можжевельника;
- булавки;
- сколок.
Обычно вологодское кружево создают из льна. Он бывает либо суровый, либо отбеленный.
История вологодского кружева
Начало истории вологодского кружевоплетения приходится на 16-17 века. Как отдельное ремесло оно начинает существование только с 19 века.
Исследователи считают, что кружевоплетение появилось в европейских странах. Самые древние памятники этого искусства были найдены в Фландрии и Италии. Активное развитие именно вологодского кружевоплетения начинается в 1820 году. Тогда в усадьбах рядом с Вологдой крепостные начали вплетать в свою одежду разные отделки в качестве подражания моде Европы.
Исследователь С. А. Давыдова установила, что в 19 веке во многих усадьбах стали появляться кружевные фабрики, которые создавали кружево для Москвы и Санкт-Петербурга. Самой популярной фабрикой была фабрика Засецкой, которая находилась недалеко от Вологды. Там создавали самое тонкое кружево для декора платьев, белья с подражанием европейским узорам.
Рисунок 1. Вариант вологодского кружева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развивать кружевоплетение начали выпускницы школы кружевниц в Петербурге – Софья и Анфия Брянцевы, Анна Чурина и Рахиль Фиолетова. Они обучили большое количество девушек, которые стали заниматься кружевоплетением.
К концу 19 века в Вологодской области кружевом занималось 4 тысячи работниц, в уже в начале 20 века это число выросло в 10 раз – до 40 тысяч.
В 20-х годах 20 века в Вологде были созданы специальные школы для кружевниц. Позже сформировался союз кружевниц и художественная лаборатория. Уже в 30-е года на кружеве начинают появляться советские образы.
В 40-х годах кружевом отделывали предметы декора, части женской одежды. В 60-х годах было создано Вологодское объединение «Снежинка». На нем начали создавать мерные кружева, салфетки, покрывала, занавески, а также воплощать эскизы известных художников того времени. На этом объединении работали М. Н. Груничева, В. Д. Веселова, К. В. Исакова, В. Н. Пантелеева и др.
Вологодское кружево было много раз удостоено самой высокой награды на разных выставках и конкурсах не только в Союзе, но и заграницей.
Экспонирование вологодского кружева
В 2010 году был открыт в Вологде музей кружева. Площадь музея составляет более 1300 квадратных метров, на которых примерно 600 квадратных метров занимает сама экспозиция. В основной экспозиции находится примерно 500 предметов, при помощи которых рассказывается история о создании кружевного дела в Вологодской области.
С вариантами вологодского кружева возможно познакомиться в Вологодском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Вологодском музее кружева. Также свой музей есть и у знаменитого объединения «Снежинка».
Особенности вологодского кружева
Характерной чертой вологодского кружева является строгое разделение кружева на фоновую часть и узор. Из-за этого большие формы орнаментального изображения выделяются при помощи непрерывной линии. Эта линия должна быть одинакова по ширине.
Орнамент в вологодских кружевах разных периодов был вариативен. Так в ранних работах использовали рисунки птиц, дерева жизни, иные мотивы старины. В советское время на кружеве отражали пролетарскую действительность. В настоящее время орнамент на кружеве разнообразный, но преобладают мотивы цветов.
Вологодское кружево стало популярным как в России, так и заграницей. Многие международные выставки присудили этому типу кружева высшие награды.
На фабрике «Снежинка» долгое время работали самые известные кружевницы Союза. Самыми известными кружевницами можно назвать К.В. Исакову, Э. Я. Хумалу, В. В. Сибирцеву, В. Д. Веселову, В. Н. Ельфину. Их работы были отмечены на различных международных выставках, а также в Союзе. Их произведения до сих пор экспонируются во многих больших музеях Российской Федерации.
В работах этих мастериц традиционные мотивы изменялись в соответствии с их авторским стилем. К примеру, в работах К. В. Исаковой начинает развиваться направление лиричного кружевоплетения. В ее работах видна особая нежность и теплота. Шедевром считают панно «Олени», которое она создала в 1968 году.
Рисунок 2. «Олени» К. В. Исаковой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На панно изображены олени в динамике и большое количество елей. Фигуры повторяются и располагаются рядами, рисунок четкий, с рельефными границами. Фон этого панно – сквозная решетка, на которой льняные нити выделяются как снежинки. Подобный стиль кружевоплетения создает атмосферу зимнего леса.
В творчестве В. Д. Веселовой также много индивидуальных черт. Она выбрала эту профессию из-за того, что многие поколения до нее так же занимались этой деятельностью. Она была мастерицей не только в создании предметов быта, но и декоративных панно. Самой известной ее работой является скатерть «Ладья». В этой работе видна глубокая поэтичность образов, красота изображения, большое количество деталей, а также техническое мастерство.
Работы В. Н. Ельфиной более монументальны, на ее произведениях можно найти крупные орнаментальные формы. Самой известной работой мастерицы является панно «Поющее дерево». Данная работа является символом приходящей весны, цветения всего вокруг, пение птиц и т.д. На дереве можно найти цветы, птиц. Узор выполнен плотно, тогда как фон создан из легкого ажура. При помощи серебряных и белых ниток удалось создать эффект серебристости на панно.