Что такое визуальное исследование
Визуальное исследование — комплексное изучение предмета с точки зрения его визуальных характеристик.
Основой исследования является актуальная проблема. В процессе ее изучения создается гипотеза, которой необходимо найти подтверждение посредством оценки, формирования визуальных рядов. Обычно это форма выпускной работы. Результат исследования – макет книги с грамотной структурой, а также правильным контентом.
Актуальность визуального исследования
В настоящий момент все социально-гуманитарные науки проявляют живой интерес к изучению визуальной составляющей предмета. Он обусловлен тягой к визуализации и медиализации мира, появлением различных технологий.
До 20 века основным типом визуального представления информации являлась живопись, при этом интерпретировать данный контент могли искусствоведы. Потом уже появились технологии для фиксирования и распространения информации.
Повысил значимость визуального контента в современной науке В. Беньямин. Именно в его работах впервые было отмечено воздействие новых типов показа объекта на культуру. Потом данный вопрос начали развивать исследователи языка, знака, а также философы. Среди них были Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Шапиро, М. Фуко, Г. Поллок, Ж. Лакан, У. Эко, К. Силвермен и т. д.
Существует несколько основных типов подходов к исследованию визуального контента:
- психоаналитический;
- социально-критический;
- деконструкционистский;
- герменевтический;
- семиотический;
- структуралистсткий;
- дискурсивный.
Исследование визуального контента со стороны психоаналитики производят искусствоведы. Прежде всего, специалисты в этой области изучают, как отражаются комплексы, травмы и невыраженные\невысказанные желания в работах художников. Самым известным исследователем в данном направлении является Зигмунд Фрейд.
Он считал, что создание фантазийных произведений происходит в качестве выражения своего бессознательного. Именно творческий процесс – возможность выразить все влечения человека, соединение с реальностью.
Психоанализ исследует образы, которые формирует сознание. Вместе с тем сознание может брать и образы из внешней среды. Этому способствуют новые технологии – так, при помощи фотографии и видео раскрывается визуально-бессознательное человека.
Основным инструментом в визуальном исследовании является метафора. По аналогии с фрейдистским исследованием сновидений, стало возможным исследовать метафоры киноиндустрии. В кино основой является образ со скрытым значением. При помощи данных образом стало возможным вести диалог с человеком на уровне бессознательного. Так, например, выстраивается работа с цветами в кино – если режиссер хочет, чтобы сознание человека было возбуждено, то он использует красный цвет.
Психоанализ значительно воздействовал на социально-критическое исследование визуального контента. Данный подход сочетает в себе идеи франкфурктской школы (Э. Фромм), неомарксизма (А. Грамши), критики феминизма (Ю. Кристева), постструктуализма (Р. Барт). Основой данного подхода являются вопросы власти, идеологии, отчуждения, интерпретации и т.д.
Предмет исследования в таком случае – то, как показан конкретная раса, социальный класс, гендер, группа. Очень большое значение имеют социальные темы и вопрос социального порядка. Образ – общественный объект. Посредством психоанализа образы обуславливаются условиями класса, общественного устройства, культуры или экономики.
Деконструктивизм – подход, который изначально был направлен на исследование текста. Из-за того, что в широкой трактовке термина «текст» – все, что существует в мире, деконструкцию начали использовать для оценки визуальных образов. Ж. Деррида считал, что в визуальной практике также есть текст, потому что присутствует дискурс.
Деконструкция – это принципы, формирующие диалогизм смысла. Интерпретировать текст возможно только посредством диалога между текстом и исследователем. Получается, что все интерпретации очень условны, потому что субъективны. Деконструктивизм абсолютно все ставит под сомнение. В каждом тексте она пытается найти интертекст, то есть черты других текстов.
Очень часто деконструктивисты отрицают принятые в науке толкования для того, чтобы найти скрытые смыслы. Примером деконструктивизма в искусстве является поп-арт. Он создается при помощи помещения образов из одного контекста в иной, при этом трансформируется смысл работы. Фактически, поп-арт – чистый интертекст.
Для исследования визуальных объектов невозможно использовать только одну деконструкцию, потому что она даст лишь один вариант смысла. То есть, с его помощью нельзя достигнуть полной истины.