Производственное искусство Пролеткульта
Зарождение основ отечественного дизайна исторически совпадает с революционными преобразованиями 1917 года. Социальная реорганизация общества требовала соответствующей культурной платформы для реализации программы развития новой России. Средства массовой информации стали рупором пролетариата, провозглашая инновационные идеи будущего искусства коммуны. На этом фоне формировалось, развивалось и обретало теоретическую базу производственное искусство, основоположниками которого стали лидеры авангардного движения Б. Арватов, В. Маяковский, О. Брик, Н. Альтман, Н. Пунин, А. Родченко и др.
Несмотря на материальные трудности постреволюционного периода, упадок российской промышленности, ошибочное, утопическое представление о возможности создания совершенно новой пролетарской культуры без опоры на классические, исторически сложившиеся традиции и каноны, тотальное уничтожение старой классики под лозунгом «Долой…!», профессионально-техническое, проектно-художественное образование получило мощный импульс развития, экспериментируя с формой, цветом, ритмом, стилем, эстетическим содержанием. Государственная поддержка экспериментальных авангардистских течений вызвала к жизни идеи футуризма, супрематизма, конструктивизма, интегрирующих искусство и технику.
Социально-художественный характер нового авангардного «искусства жизни» стал идейным содержанием формирующегося «производственного искусства». Наряду с этим, стилистика и базовые наработки футуризма нового проектного искусства молодой Российской республики также прослеживались во всех начинаниях, содержание которых – союз искусства и техники − было частично заимствовано из программных документов Баухауза: интеграция производственного (промышленного, индустриального) искусства и художественного формообразования. «Функция» вещи была возведена на уровень главенства, что полностью соответствовало задачам промышленности, создаваемой и реализуемой комплекс функций. «Форма» следовала «Функции».
Мастерские ВХУТЕМАСа
Государственные художественные мастерские, сформированные на базе двух художественных училищ, в 1920 году стали основой для создания Высшего учебного заведения – художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Распоряжением правительства молодой республики Советов была начата подготовка квалифицированных специалистов – художников-мастеров-технологов − для нужд возрождающейся промышленности. Идеи и творческие наработки авангардистов стали базовой основой курса обучения нового поколения студентов. При этом академическое художественное образование, составляющее основу программы художественных училищ, было сохранено практически в полном объеме на всех факультетах в течение двух лет.
Многогранность образования, получаемого студентами в проектно-художественных мастерских, обеспечивалась уникальным преподавательским составом и объемом специальных дисциплин: графика, цветоведение, композиция, материаловедение и многое другое, необходимое художнику-инженеру для успешной профессиональной трудовой деятельности на производстве. Так, известный архитектор-градостроитель и педагог-реформатор Н. А. Ладовский знакомил студентов с особенностями архитектурного рационализма, являясь лидером данного направления, прививал учащимся способность мыслить образно, осознавая специфику пространства, раскрепощая фантазию. Не менее творческий подход к преподаванию дисциплин «Цветоведение», «Пространство», «Композиция», «Объем» проявляли такие известные педагоги как В. Кринский, Б. Королев, А. Лавинский, А. Бабичев, А. Веснин и др. В этой связи высокий уровень и качество подготовки студентов можно проследить, анализируя их разноплановые работы, успешно участвующие в конкурсах и международных выставках (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Значок участника Первомайской демонстрации, 1924 (а), эскизы обложек журналов 1926 года «Металлист» (б) и «Искра» (в), разработанные в мастерских, проект вывески мастерских А. Родченко, 1924 (г). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Работы студентов ВХУТЕМАСа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Преподавание графического искусства было возложено на авангардиста А. Родченко – экспериментатора и новатора в области графики. Автор многочисленных известных социальных и агитационных плакатов, созданных в духе конструктивизма, А. Родченко стимулировал у студентов приверженность к творческому поиску, освоению разнообразных материалов и художественных средств выразительности. Работа студентов с материалами и графическое конструирование были основой курса. Творческий потенциал А. Родченко вдохновлял и мотивировал учащихся, развивал мышление, профессиональную интуицию и стилевую оригинальность композиционного построения.
ВХУТЕИН
Продолжателем образовательных традиций ВХУТЕМАСа стал ВХУТЕИН в результате переименования художественно-технических мастерских в Высший художественно-технический институт в 1026 г. в результате образовательной реформы. Основной целью данной реформы было максимальное соответствие программы обучения и профессиональной подготовки выпускников нуждам наращивающего темпы промышленного производства, его отдельных отраслей. Профилирование проектной специализации студентов было очевидным, судя по наиболее значимым и востребованным разработкам студентов (рис. 3). В 2030 г. многоплановая дисциплинарная подготовка студентов ВХУТЕИНа была преобразована в более узко специализированную, на базе института было организовано несколько высших учебных заведений, в которых готовили специалистов в области художественно-проектного творчества для полиграфической, текстильной промышленности, архитектуры и строительства.
Рисунок 3. Курсовой проект студента ВХУТЕИНа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ