Характеристика стиля модерн
Изначально данный стиль активно распространился в Европе. Его отличала космополитичность. В России стиль получил новое название – мимолетный. Все из-за того, что просуществовал он в нашей стране всего пятнадцать лет – с 1890-х до 1900-х. Несмотря на это, модерном называют всю новую эпоху развития искусства. Это произошло, потому что модерн смог стать не просто стилем музейных экспонатов, но и стилем улицы, городов.
Стиль модерн по-разному называли в разных странах:
- в России – модерн;
- во Франции – ар-нуво;
- в США – тиффани;
- в Германии – югендстиль;
- в Польше, Австрии и Чехии – сецессион.
Русский модерн активно ассоциировали с «Русскими сезонами». В рамках этих гастролей значимые художники, театральные работники и музыканты показывали свое искусство всему миру. Но сам стиль появился намного раньше – в 1890-х, тогда как «Русские сезоны» стартовали в 1908 году.
Многим современникам, в том числе Всеволоду Мейерхольду, данный стиль не нравился. Они считали, что он приведет к упадку культуры, декадансу.
В России модерн смог проникнуть во все сферы жизни – от дизайна костюмов до оформления дома. Активно продвигали этот стиль отечественные журналы «Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Весы». Работа с этим стилем проводилась в мастерских в Абрамцево и Талашкино.
Особенности стиля модерн в России
В России стиль модерн приобрел новые черты, которые сильно отличали его от западноевропейской традиции. Помимо общих тенденций вроде ухода от прямых линий и углов, большого количества растительных мотивов, использования новых методов и техник в работе, активного развития прикладного искусства, развивались и национальные черты.
Основным источником вдохновения русских мастеров были мотивы Древней Руси, народное творчество. В этот период активно возрождали кустарные художественные промыслы.
В начале 20 века проводилось большое количество совместных выставок художников русской и зарубежной традиции. Важным мероприятием для такого сотрудничества была «Международная выставка афиш». Она прошла в Петербурге в конце 19 века. Наряду с русскими мастерами ее участниками были западные ремесленники - Отто Экман, Анри де Тулуз-Лотрек и Эжен Грассе.
Самым крупным мероприятием стала Всемирная выставка 1900 года. Русскую экспозицию подготавливали Мария Якунчикова, Елена Поленова, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин. Основным местом для расположения экспонатов стал Павильон русских окраин. Его спроектировал Роберт-Фридрих Мельцер, вдохновившись Кремлем.
Русские художники часто использовали темы исторического прошлого Родины. Одной из значимых фигур в этом направлении был Виктор Васнецов. В его работах стали появляться былинные и сказочные герои. В дальнейшем развитием этого течения занимался график Билибин.
Рисунок 1. Картина В. Васнецова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Повлияли на становление модерна в России и философско-эстетические искания человека. В своем творчестве эти вопросы поднимал Михаил Врубель. На его полотнах появлялось большое количество необычных образов, которые проникнуты мистикой. Все его герои ищущие, потерянные.
Эстетика модерна развивалась вместе с термином «стилизация». Елена Поленова ввела данный термин в обиход, и после без него не обходилась ни одна статья о модерне. Сама Елена Поленова отмечала, что в русском орнаменте сухая геометрия сочетается с живыми образами природы, активно используется стилизация животных и растений.
Покровителями нового стиля являлись Мария Тенишева и Савва Мамонтов. С их помощью спонсировались художественные журналы, художники творили в мастерских их имений. В Талашкино работали те, кого поддерживала Мария Тенишева, а в Абрамцеве – подопечные Саввы Мамонтова.
Художники русского модерна сильно осовременили былинные и сказочные образы. В этом направлении работали Добужинский, Билибин, Бенуа, Васнецов, Сомов, Поленова. При помощи красоты модерна они старались перебороть серость внешнего мира. Они создавали проекты зданий, одежды, интерьеры, украшения и другие предметы, которые окружают человека каждый день.
На театральные декорации и книжное оформление стиль модерн также повлиял. После прихода модерна в Россию декорации подбирали под каждый спектакль индивидуально, а не как раньше – из старых запасов мастерили что-то новое. Иллюстрация книг стала самостоятельным направлением в искусстве. Это стало возможным благодаря работам Анны Остроумовой-Лебедевой, которая активно развивала это направление.
Те, кто работал в стиле модерн, старались показать синтез искусств. Это способствовало появлению в России художников-универсалов. Таким образом, архитекторы могли заниматься и живописью, и проектированием костюма, а художники могли работать над проектами зданий.
Стиль модерн в архитектуре
Архитекторы в стиле модерн хотели показать не только эстетику здания при помощи растительных образов, плавности линий, асимметрии, стилизации, но и создать уют и ощущение интимности внутри постройки. На верхушках зданий начали создавать дополнительные пространства, которые как будто упирались в небо. По задумке в этих пространствах можно было бы проводить летние беззаботные дни. Ярким примером является верхушка дома компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Рисунок 2. Дом компании «Зингер». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитекторы, работающие в стиле модерн в России – Федор Шехтель, Федор Лидваль, Густав Гельрих, Александр фон Гоген, Лев Кекушев.
В этот период активно использовались стилизации под готику, классицизм и ампир. На крышах нередко устанавливали образы, похожие на сказочные, вроде драконов. Фасады предпочитали делать разноцветными, с большим количество орнамента. Дома принято было украшать скульптурами в виде наяд, львов, мозаичными панно, витражами. Внутрь помещали винтовые лестницы с волновым мотивом, перила в форме растений.
Мебель подбирали с тонкой резьбой. Обязательным в новом интерьере был камин, который украшали глазурными животными и птицами. Художники старались бороться с недружественной реальностью при помощи искусства. Так модерн вышел из музейных залов, став частью новой реальности.