Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Северный модерн

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Особенности стиля

Данный стиль является своеобразным воплощением национального романтизма, истоками которого является шведская и финская архитектура. В архитектуре русского модерна стиль активно проявляет себя в начале XX столетия в Санкт-Петербурге благодаря активизации экономических отношений России, Швеции и Финляндии, а также одновременно проявлению интереса к русскому народному творчеству, архитектурным творениям русского Севера.

Внешние отличительные признаки северного модерна выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и природных материалов. Архитектурные сооружения внешне выглядят весьма массивно без использования малых декоративных элементов. Фасады подобны северным скалам, либо массивным сооружениям средневековья.

Готовые работы на аналогичную тему

Северный модерн в Финляндии

С конца XIX столетия в финской культуре развивается национальный романтизм, в основе которого - обращение к национальным традициям, фольклору, что в свою очередь привело к формированию и развитию стилистики модерна.

В 1900 году в Париже состоялась Всемирная выставка, благодаря которой авторский проект финского павильона (Э. Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гезеллиус) стал воплощением уникальной и необычной финской архитектуры и завоевал международное признание. Проект удачно объединил формы деревянных финских строений, древних церковных сооружений из камня и популярного на то время стиля арт-нуво.

Мастерская архитекторов «Виттреск». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мастерская архитекторов «Виттреск». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К 1910 году направление получило свое признание и последующее развитие в Финляндии, о чем свидетельствует ряд строений в различных городах страны, в том числе и Хельсинки. Собственный дом и мастерская архитекторов «Виттреск» (Рис. 1), дом страхового общества «Похьюола», здание Национального музея Финляндии, жилые дома на полуострове Катаянокка, здания вокзалов в Хельсинки являются яркими свидетельствами архитектурной стилистики северного модерна в Финляндии.

Замечание 1

Церковь Каллио в Хельсинки, Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, принадлежащие творению архитектора Ларса Сонка, а вместе с тем и множество коммерческих и жилых сооружений являются примером национального романтизма в Финляндии.

Финский модерн отличает отсутствие насыщенной декоративности и роскоши, присущей эклектике, симметричности и повторяемости классицизма. Стилистика основана на функциональности композиционных решений, динамике объемов с использованием мотивов древней романской и архитектуры народности. Остроконечные башни и крыши с легкостью вписывались в окружающую среду и гармонировали с природой. Дерево и гранит традиционно применялись в строительстве, что только подчеркивало природные истоки стиля.

Особенности стилистики проявляются в оформлении дверных проемов и форм зданий, а также использование зрительно отличающихся друг от друга оконных форм (около 7 видов), барельефы и фигуры отражают взаимосвязь с флорой и фауной. Грубо обработанный гранит сочетается с гладкой фактурой, цементная штукатурка имитировала мох и соседствовала с гладкой структурой кирпича.

Северный модерн в Санкт-Петербурге

Шведская и финская архитектурная неоромантика оказала активное влияние на развитие северного модерна в Санкт-Петербурге.

Основоположником стиля является шведский архитектор Федор (Фридрих) Лидваль, по проектам которого были построены некоторые здания. Жилой комплекс на Каменноостровском проспекте - яркий и качественный пример стиля, удачная альтернатива другим вариантам модерна того времени, а именно австрийскому и немецкому.

Замечание 2

На архитектурное творчество Лидваля оказали влияние видные представители неоромантизма в Швеции - И. Г. Классон и Ф. Боберг.

Формирование стиля модерна в Санкт-Петербурге происходит также под влиянием творчества Роберта Мельцера, по проектам которого созданы особняки на Каменном острове.

В дальнейшем модерн развивается под влиянием более вызывающей финской архитектуры. Знаковыми сооружениями времени (1907 год) становятся творения архитектора Ипполита Претро (дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны) и архитектора Г. Гимпеля (здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Несмотря на наличие заимствований из творений финских архитекторов, здания обладают достаточно высокими художественными особенностями.

Дом архитектора И. Претро в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дом архитектора И. Претро в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Северный модерн становится приоритетным архитектурным направлением Петербурга у молодых архитекторов второй половины десятилетия.

Самостоятельная интерпретация стиля принадлежит работам Николая Васильева, поклонника романтизма (Соборная мечеть, в архитектурном облике которой восточные мотивы уступают место северной архитектурной стилистике, а также фасадная часть дома Алексея Бубыря). Ярким примером стиля является дом Бажанова, принадлежащий авторству архитектора Павла Алешина.

В дальнейшем стилистика северного модерна испытывала на себе достаточно резкую критику, носящую временами националистический оттенок. В то время северный модерн унизительно именовался «чухонский модерн» и противопоставлялся неоклассике, которая считалась истинно национальным стилем. Вопреки этому, появляются новые архитектурные сооружения, лишенные мелкого декора и скульптурных форм, но сочетают в себе пластику и крупные объемные фасадные формы (эркеры). Наиболее характерными примерами являются доходные дома, построенные согласно проектам Алексея Бубыря в 1910-1912 гг., среди них дом Капустина в панораме реки Фонтанки.

Северный модерн не получил широкого признания. В стилистике северного модерна неразрывно связаны и прекрасно сочетаются архитектуры средневековья и северных народов, природные материалы - дерево и камень, архитектурное сооружение и природное окружение.

Ведущими российскими представителями северного модерна являются: Ипполит Претро, Фёдор Лидваль, Николай Васильев, Владимир Апышков, Алексей Бубырь, Георгий Макаев, Александр Зеленко.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис