Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сложение древнерусского орнамента и его символика

Культурная идентичность в современном дизайне

Современный дизайн характеризуется преимущественно как интернациональный и адаптивный, теряя при этом определенные специфические признаки, присущие традиционной художественной и духовной культуре, национальное своеобразие. На этом фоне актуально звучат высказываемые теоретиками и практиками дизайна (О. Генисаретский, Н. Герасимов, К. Кондратьева, Г. Курьерова, Ю. Назаров, Д. Норманн, В. Папанек, И. Савельева, Ю. Серегин, В. Сидоренко и др.) мнения о необходимости поиска и определения национальной самоидентификации в процессе развития современного дизайна.

Каждая национальная культура формирует свои специфические особенности (географические, традиционные, языковые и т. д.), которые проявляются во всех формах ее существования. Наглядным примером этого служит семантика деревянного зодчества, как одно из наиболее характерных и выразительных в художественном значении составляющих материальной и духовной культуры прошлого нашего народа. Происхождение мотивов, образов, символов, оберегов домовой резьбы требуют обращения к истории нашего народа.

Исследователи, специализирующиеся на вопросах истории и культурного взаимодействия славянских и финно-угорских племен, отмечают, что в деревянной домовой резьбе прослеживаются мифологические образы, закрепившиеся в местных художественных традициях, как система религиозных символов, защищающих благополучие дома. В резьбе использовались орнаменты, основные элементы которых сложились в памяти народа с древнейших времен. В их рисунок, систему декора так же постепенно включались мотивы, заимствованные у ассимилированных народов. Они получили новое осмысление и трактовку в деревянном зодчестве, подстроившись под местные традиции.

Семантическая функция орнамента

Анализируя исторический аспект возникновения и использования орнамента, автор ряда публикаций Е. А. Левина отмечает его символический и магический смыслы. Характерные для определенного этноса декоративно-орнаментальные элементы выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи артефактов отмечают тот факт, что орнаменты были исключительно геометрическими, состоящими из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их всевозможных комбинаций (рис. 1, 2).

«Сложение древнерусского орнамента и его символика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характерные для российского текстиля орнаментальные узоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Характерные для российского текстиля орнаментальные узоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характерные для российского текстиля орнаментальные узоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Характерные для российского текстиля орнаментальные узоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для орнамента было характерно также использование определенной цветовой палитры. На рисунках 1 и 2 видно, что в русском орнаменте использованы исключительно цвета сакрального смысла: красный (магический цвет крови), черный и белый. Это древнейшая цветовая палитра, используемая человеком. Возросший в настоящее время интерес художников-дизайнеров к стилевым национальным традициям побуждает использовать русские орнаменты в процессе декорирования современного интерьера. Стилизованные таким образом проектные разработки являются достаточно оригинальными и, как правило, не несут в себе какой-либо смысловой нагрузки, помимо художественной, имеют значимость лишь на уровне подсознания (рис. 3).

Декорирование современного интерьера с использованием национального орнамента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Декорирование современного интерьера с использованием национального орнамента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Знаково-символическая графическая культура древней Руси

Используемые в орнаменте узоры с помощью геометрических фигур воспроизводили также изображения животных (возможно ритуальных или священных), растений (листья, цветы и др.), символизируя солнце, землю, горы, т. е. орнамент имел определенную знаковость. Известно, что круг отождествлялся с солнцем, квадрат – с землей, треугольник – с горой, свастика – с движением солнца, спирать – с движением, развитием и т.д. Декоративные знаки-символы постепенно приобрели орнаментальную выразительность узора и с течением времени стали рассматриваться исключительно как эстетическая ценность, сохранившись в традиционном национальном искусстве.

Символическая содержательность и стилистическая выразительность знаковых изображений Древней Руси, по мнению Т. А. Мазуриной, является основой для современных отечественных товарных знаков, представителей знаково-символической художественной культуры. Современный графический дизайн в процессе разработки данного объекта тяготеет преимущественно к традиционным (древнерусским) корням искусства, что подтверждают данные исследователей символики товарных протознаков Древней Руси Б. А. Рыбакова и В. Л. Янина. Кроме того, авторы научных изысканий находят тесную связь истории знаковой символики с развитием письменного языка с присущей ему орнаментальностью.

Дата написания статьи: 14.08.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot