Контраст цвета
Контраст цвета – понятие из области цветовой теории, описывающий различия между разными тонами.
Оппозиция цвета создается при помощи двух цветов. Они могут находиться рядом в цветовом круге, быть противоположны друг другу и т. д. Для создания контраста нужно учитывать такие цветовые свойства как:
- светлота цвета;
- насыщенность;
- тон;
- размер.
В рамках композиции важно учитывать гармонию цвета, соотношение света и тени, колорит и контраст. Обычно контрасты применяются для того, чтобы транслировать миропонимание художника. Также цветовая оппозиция помогает в создании формы и объема в работе.
Существуют семь типов контрастов цвета. У каждой цветовой оппозиции есть свои характеристики, они по-разному работают в дизайне, по-разному воспринимаются глазом человека.
Итак, есть семь видов контрастов цвета:
- контраст по светлоте и темноте;
- контраст по холоду и теплу;
- контраст дополнительных цветов;
- контраст цветовых сопоставлений;
- симультанный контраст;
- контраст цветового распространения;
- контраст насыщенности.
Контраст цветовых сопоставлений
Контраст цветовых сопоставлений – это тип цветовой оппозиции, которая строится на противопоставлении чистых цветов друг другу.
Чистые цвета, такие как синий, желтый и красный формируют самый активный цветовой контраст. Если брать в работу цвета, которые находятся далеко от базовых, менять их яркость, тогда контраст такого типа будет слабым. При таком типе контраста оттенки практически не воспринимаются человеческим глазом, потому что базовые цвета акцентируют внимание на себя.
Его применяют тогда, когда нужно представить в работе какие-то интенсивные эмоциональные переживания. Именно поэтому он нередко встречается в дизайне для детей, в работах с уклоном в юмор, народном творчестве, а также в мультипликации.
В процессе использования данного контраста необходимо помнить о балансе. Дисбаланс в композиции приведет к тому, что работа будет выглядеть пестро.
Этот контраст всегда используется тогда, когда нужно создать яркую картинку, некую игрушечность.
Линии ахроматических цветов помогают нивелировать интенсивность воздействия цветов. Из-за этого в книгах для детей применяют контур черного цвета, а фон белого, чтобы снизить интенсивность влияния.
Рисунок 1. Пример контраста цветовых сопоставлений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст светлого и темного
Контраст светлого и темного – это тип цветовой оппозиции, который строится на различиях цветов по светлоте.
Его можно использовать и с ахроматическими, и с хроматическими цветами. Активнее будет смотреться контраст при большем различии в освещенности. Слабые по воздействию контрасты создаются при помощи близких по светлоте тонов. Самый активный контраст такого типа – черный и белый.
Среди хроматических цветов активнее всего этот контраст создают фиолетовый и желтый. Это максимально полярные по светлоте оттенка.
Основная особенность подобного контраста состоит в том, что его могут воспринимать и люди, у которых есть нарушения в области перцепции цвета. Из-за этого его активно применяют в рекламных кампаниях.
Для формирования подобного контраста нередко применяют серые оттенки. Они помогают сгладить влияние цветов друг на друга, а также выделить их вместе, создать более колоритную картину. Но в сочетании с хроматическими цветами нередко формируется симультанный тип контраста, что искажает работу.
Также при помощи этой цветовой оппозиции возможно создать эффектный объем, акцентировать внимание человека на деталях. В стайлинге помогает скорректировать внешний вид человека, убрать видимые недостатки.
Рисунок 2. Пример контраста светлого и темного. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст холодного и теплого
Контраст холодного и теплого – это тип контраста, который строится на различиях в температуре цветов.
Он основывается на соединении теплоты и холода в цветах. Обычно к теплым цветам относят всю красно-оранжево-желтую гамму в цветовом круге, а оставшуюся – сине-зелено-фиолетовую – к холодным.
Ситуация с положением зеленого цвета неоднозначная, потому что некоторые исследователи в области цветоведения причисляют его как к холодным, так и к теплым, а также к нейтральным цветам. Универсального решения здесь нет – нужно смотреть на конкретный оттенок. Если существует желтый подтон, тогда это цвет теплый.
Для формирования подобной цветовой оппозиции по холоду и теплу необходимо понимать, как на конкретный цвет влияет степень осветленности, а также насыщенности.
Цвета с большей насыщенностью кажутся человеческому глазу намного холоднее, чем цвета с меньшей насыщенность. Светлота также меняет цвет.
Контраст холодного и теплого достаточно часто применяется в дизайне – его считают одним из самых активных.
Рисунок 3. Пример контраста холодного и теплого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст дополнительных цветов
Контраст дополнительных цветов – это тип цветовой оппозиции, которая базируется на контрасте противоположно расположенных тонов в рамках цветового шара.
Он отличается от остальных типов контрастов тем, что формируется только между определенными сочетаниями оттенков. Все цвета в рамках цветового круга обладают только одним дополнительным цветов.
Этот контраст создает эстетическую базу композиции – с его помощью основной цвет можно выгодно подчеркнуть и даже усилить. Не происходит никакого изменения в интенсивности цветов.
Контраст дополнительных цветов всегда стоит в паре с каким-то другим типом контраста.
Рисунок 4. Контраст дополнительных цветов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Симультанный контраст
Симультанный контраст – это вид цветовой оппозиции, при котором в процессе перцепции определенных цветов глаз визуально создает еще один цвет, дополнительный для гармонизации изображения.
Симультанные цвета не возникают в реальности, они появляются только в восприятии человека.
Существует два типа симультанного контраста:
- хроматический;
- ахроматический.
Рисунок 5. Пример симультанного контраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст насыщенности
Цветовая оппозиции по насыщенности – это тип контраста, базирующийся на соединении в одной работе цветов с разной степенью насыщенности.
Сущность данного контраста стоит в оппозиции активных и пассивных по яркости цветов (тусклых и ярких). Это один из самых гармоничных и спокойных контрастов.
При создании этой цветовой оппозиции применяют такой способ: берут разные цвета и создают композицию так, чтобы контраст формировался только при помощи ахроматических цветов. Примером такого типа композиции может считаться контраст активного красного и тусклого красного. Глаз будет воспринимать тусклые цвета как образы в движении при помощи активного окружения.
Рисунок 6. Пример контраста по насыщенности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст цветового распространения
Контраст цветового распространения – это вид цветовой оппозиции, при которой противопоставление создается соразмерным ранжированием цвета. Распределение зависит от значимости конкретного цвета для перцепции.
Он создается на базе равноценного сочетания цветов в рамках композиции. То есть не формируется акцент только на одной цвете. Влияет данный контраст на человека при помощи разной степени насыщенности, а также величины соотношения цветов.
Контраст цветового распределения отлично сочетается с другими видами контраста – он может повысить влияние цвета на человека, а также поменять эффект перцепции.
Рисунок 7. Пример контраста цветового распространения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ