Периоды новаторов
Разрушения городов и развал экономики послевоенной Европы были огромны, но прогрессивные общественные деятели, деятели искусства и политики новой волны уже видели в перспективе будущее своих стран, создавая административно-научно-пропагандистские структуры по развитию дизайна и выделяя средства для решения социальных задач по производству конкурентоспособной продукции. Период с 1949 по 1958 гг. в истории западноевропейского дизайна получил название «Периоды новаторов», по именам трех наиболее известных дизайнеров тех лет: Моллино, Эймс, Понти.
В становлении послевоенного дизайна Западной Европы большое значение имело финансовое участие США, способствовавшее повышению качества производимой промышленным способом продукции. В это время к началу 60-х годов уже более 1600 американских фирм имели свои офисы в Европе, и клиентами американских дизайнеров стали фирмы практически всех континентов. Стимулом дальнейшего процесса американизации европейского промышленного дизайна стало устранение всех ограничений в межгосударственной торговле и согласованная экономическая политика. Внедрению американского опыта развития и продвижения на рынке дизайн-продуктов способствовало также учреждение в 1957 году Европейского экономического сообщества (ЕЭС), первыми членами которого стали Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и, позднее, Англия, Дания и др.
Печатные издания того периода (1959-1968 гг.) стали основным проводником идеи важной роли дизайна в развитии промышленности и, соответственно, общей экономики. В них излагались перспективы и планы развития дизайна, формировалась методология подготовки квалифицированных кадров, демонстрировались для ознакомления и обсуждения общественностью новинки зарождающейся индустрии дизайна, предлагалась новая стилистика оформления интерьера жилища (интернациональный стиль), бытовой техники (рис. 1, 2). «Американизация» европейского дизайна в различных его областях достигла тотальных масштабов. Однако традиционалисты и приверженцы национальных особенностей проектно-художественного творчества ратовали за сохранение принципов своеобразия и характерных для национальных школ принципов формообразования и культурных традиций. Таким образом, на фоне универсальных стилевых тенденций складывались региональные школы дизайна: скандинавская, итальянская, западногерманская и пр.
Рисунок 1. Характерный для 50-60 гг. массовый дизайн интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Образцы промышленного дизайна компании Браун (ФРГ). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизайн Великобритании
Уже в XIX веке английский дизайн получил стимул к поступательному развитию, благодаря инновационным процессам в науке и технологиях. Подвергшаяся наименьшим разрушениям и развалу экономики после войны, Англия уже в конце 40-х и начале 50-х годов была одной из стран высокой промышленной культуры и выступила одним из пионеров внедрения рациональных и красивых образцов в индустриальное производство. В стране существовали многочисленные художественно-промышленные советы, учебные заведения, готовившие специалистов в области промышленного дизайна и пр. Благодаря этому индустриальная продукция Англии отличалась высоким уровнем качества и имела значительные преимущества на «Общем рынке» ЕЭС.
Британский Совет по промышленному дизайну, уже в период Второй мировой войны, обозначил границы американской экспансии товаров на рынке, что обеспечило развитие национальной промышленности и промышленного дизайна. На государственном уровне промышленным предприятиям оказывалась всесторонняя помощь в целях насыщения рынка высококачественной продукцией, способной конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Более того, государственная политика поддержки предприятий способствовала завоеванию Англией и внешнего рынка.
В сферу деятельности Британского Совета входила популяризация отечественной продукции, и уже в первые месяцы 1946 года им была организована выставка «Британия это может» под девизом «Хороший дизайн − хороший бизнес». Экспонаты выставки имели успех у посетителей, новизной, эстетической привлекательностью, качеством и инновационными конструктивными особенностями вселяя оптимизм и уверенность в экономическом росте и близком благополучии общества. Выставочная деятельность в Англии была регулярной и совершенствовалась из года в год, благодаря участию известных инженеров, дизайнеров, художников (Гордон Рассел и др.). Рекламации новинок способствовала и специализированный журнал «Дизайн», выходивший регулярно с 1949 г., призывающий к творческому подходу в дизайне в противовес характерному для США коммерциализированному стайлингу Печатное издание довольно быстро завоевало аудиторию, стало популярным и авторитетным изданием среди профессионалов всего мира.
Результатом комплексного приложения творческих сил английских инженеров и дизайнеров уже в 1948 г. были представленные зрителю и малолитражные автомобили серии «Мини», ставшие легендой автоиндустрии, комфортные и доступные для каждого. Одним из наиболее известных образцов послевоенного промышленного дизайна Англии можно назвать, представленный в 1948 г. на Лондонском автомобильном салоне автомобиль «Москито», двухэтажный автобус красного цвета «Рутмастер» (1954) и др.
В этот период активно развивался и дизайн мебели. Оригинальные работы мастеров Э. Рейса и Р. Дея стали известны далеко за пределами Англии, а их новаторский стиль стал основой для появления английского понятия «Современный стиль». Малогабаритная бытовая мебель, легкая и органичная, типа «Шеппи», снискала известность во всем мире, благодаря новым материалам, используемым в ее производстве. Полипропилен был для периода начала 60-х инновационным материалом, применяемым для изготовления мебели.
Дизайн Франции
Французский дизайн послевоенного периода, по мнению самих французов, отличался меньшим уровнем развития, чем английский. Причиной этому были: отсутствие государственной поддержки и тесноты связей инженерных кадров с дизайнерами, процесса дизайн-конструирования и материального поощрения достижений в области дизайна, недостаточный уровень проработки эстетической составляющей промышленных товаров. Вместе с тем, дизайнеры Франции были известны в мире и пользовались популярностью за рубежом. Их работы, связанные с колористическим оформлением средового пространства, идеи гармонизации и единства цвета и среды были признаны и имели успех. Таким образом, для успешного развития дизайна во Франции имелись талантливые профессионалы, базовые принципы и идейное содержания национальной школы проектного творчества.
Перспективы потери рынка и растущая конкуренция стимулировали промышленников Франции осознать необходимость привлечения к сотрудничеству дизайнеров. Послевоенный период во Франции был ознаменован развитием промышленного дизайна под знаменем Жака Вьено. В 1951 году по инициативе Ж. Вьено в Париже был основан Институт дизайна. Традиционными стали поощрения лучших образцов продукции французской промышленности, маркетинговые исследования, издание различных иллюстрированных материалов и ежегодных тематических обзоров (журнал «Дизайн индастри»), разработка методик улучшения преподавания и подготовки кадров дизайнеров. Французские промышленники стали все чаще привлекать дизайнеров к проектированию продукции. Ряд крупнейших фирм страны − «Рено», «Пежо», объединение «Газ де Франс» и др. сформировали свои отделы дизайна, способствуя развитию французского промышленного дизайна.
Тенденции в дизайне ФРГ
Развитие немецкого промышленного дизайна связывают с деятельностью компании «Браун» и фирмы «Грюндиг». Развал экономики послевоенной Германии и значительные разрушения промышленности и городов ставили первоочередные задачи, связанные с восстановлением страны. Однако уже менее, чем через 20 лет, немецкие дизайнеры заявили о себе на регулярных выставках промышленных изделий и техники. Компания «Браун» представляла образцы мебели и электроприборы, формы которых были достаточно инновационными для того времени. Впоследствии этот дизайн-стиль стали называть «Браун-стиль». Представляемые на выставках образцы производили сенсационный эффект своими формами, стилистикой, цветовым оформлением и новыми материалами.
Хорошо известные современному человеку, узнаваемые изделия компании «Браун» (радиоэлектроника, электрические часы, тепловентиляторы, утюги, кофеварки, миксеры и др.) создаваемые в функциональном ключе, но оригинальном исполнении, сочетают в себе как утилитарные, так и психологические, эстетические и экологические функции (рис. 3, 4).
Рисунок 3. Образцы бытовой техники компании Браун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Образцы бытовой техники компании Браун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ