«Беспредметная» живопись В. В. Кандинского и К. Малевича
Ранняя стадия формирования российского авангарда условно датируется первым десятилетием XX века. Абстрактные работы В.В. Кандинского, имевшего некоторую практику преподавания в школе Баухауза, были представлены широкой публике уже в 1910 году. Автор трактовал стиль своих работ как «новую ступень художественного сознания», базис для развития пространственных искусств, в первую очередь, архитектуры. Супрематизмом этот абстрактный стиль был назван К. Малевичем на выставке футуристических работ в 1915 году. Термин происходит от латинского слова «supremus», означающего «высший», «крайний» и трансформированного К. Малевичем на его родном польском языке − «supremacja», означавшем «превосходный», «доминирующий».
Рисунок 1. Картина Малевича. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Картина Кандинского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Символизм абстрактной живописи супрематизма заключался во взаимодействии простых ярких геометрических фигур, композиционно располагавшихся на белом или ином фоне. Динамика и объем создаваемых абстрактных образов, с использованием ограниченной цветовой палитры (5-6 цветов), предполагали некую композиционную гармонию, что позволяло выявлять определенные закономерности действия. Найденные художниками приемы и их теоретическое обоснование позволило распространить идеи супрематизма на архитектуру. Так, «архитектоны» живописца и теоретика искусства К. Малевича имели довольно весомую философско-теоретическую базу и были воплощены им в чертежах жилых домов, комплексы которых представляли собой нагромождение и пересечение параллелепипедов, подобно космическим пейзажам будущего.
Эксперименты и идеи К. Малевича имели продолжение в новой проектно-композиционной стилистике графики, декора, одежды, орнамента, предметов быта, архитектуре, полиграфии XX века, оказав существенное влияние на новое поколение художников-графиков, архитекторов. Не менее важным вкладом в реализацию идей супрематизма были творческие работы художника и архитектора Л. М. Лисицкого. Проектируя, экспериментируя и утверждая новое в архитектуре, Л. М. Лисицкий создавал изображения (проекты-проуны) равновесных сочетаний различных по форме лишенных декора геометрических фигур, либо опирающихся на плоскость, либо парящих в воздухе. Генераторы идей в духе супрематизма заложили мощный фундамент, на основе которого рос и развивался российский авангард – уникальное явление мировой художественной культуры.
Конструктивизм В. Татлина
Период творческих поисков и находок 20-х годов, определивших перспективу развития российского художественно-проектного творчества, отмечен разработкой концепции конструктивизма, направления, разработанного профессиональным художником В. Е. Татлиным, как способ конструирования «изнутри».
Во главе идейного содержания конструктивизма лежал принцип главенства конструкторско-изобретательского начала, приближающего его к техницизму. С супрематизмом данное направление роднило акцентирование геометрических пропорций и форм. Первые опыты художника ограничивались отвлеченными композициями на стыке скульптуры и живописи. Далее, объемные, трехмерные композиции стали очередным этапом формирования концептуальных основ направления. «Живописные и угловые контррельефы» - изобретение художника на пути становления конструктивизма. Реализация конструктивных идей воплотилась в грандиозном монументальном сооружении – памятнике III Интернационалу – сложной инженерной конструкции в сочетании с архитектурой геометрических форм. Творческий заряд и техническое содержание объекта явились источниками становления конструктивизма, как направления в искусстве, получившем развитие в деятельности художников ИНХУКа – Родченко, В. Степановой, А. Ган, О. Брик, Б. Арватова и др.
Этапы интеграции супрематизма и конструктивизма
Рассматривая становление, развитие, взаимодействие, взаимовлияние и взаимосвязь супрематизма и конструктивизма в рамках исследования периода раннего российского авангарда, необходимо упомянуть аналитический алгоритм теоретика искусства в производстве Б. И. Арватова, исследовавшего этапы возникновения течений (рис. 3). Изучив этапы и определив основоположников различных течений, Арватов указал на центральную, лидирующую позицию российских художников, развивших и реализовавших в архитектурных проектах и живописи различные аспекты, взгляды, идеологию течений, используя благодатную «почву» социальной революции, эпоху рационализации общества, переосмысления художественных принципов и смыслов.
Рисунок 3. Художественные «истоки» супрематизма и конструктивизма (по Б. И. Арватову, 1920-е гг.). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ