Зарождение плакатного искусства. Журнал «Плакат»
Конец XIX века считают периодом зарождения плакатного искусства за рубежом (авторы публикаций называют родиной плаката Францию). Историография плаката имеет несколько значимых этапов, соответствующих периодам развития общества. Несмотря на многочисленные критические отзывы о художественном уровне плаката и его содержании, искусство плаката социальной и рекламной направленности имело успех, о чем свидетельствуют известные журнальные публикации американских и английских авторов того периода. Преимущественно плакаты печатались в журналах, постепенно завоевывая внимание аудитории, совершенствуясь художественно, обретая более глубокое смысловое содержание.
Издаваемый в Англии журнал «Плакат», содержание которого было полностью посвящено художественной ценности плакатного искусства, регулярно публиковал лучшие образцы известных в свое время художников-плакатистов и интервью авторов, анализируя стилевые тенденции, тематику плаката. В этот период издателем журнала была также опубликована монография об иллюстративной составляющей плаката. Эти оригинальные публикации являются основным источников информации о зарождении и развитии данного направления в зарубежном искусстве. Архивные литературные источники являются основой для аналитических исследований современных критиков, публицистов, историков, изучающих истоки и тенденции плакатного искусства. Кроме того, коллекционные собрания плаката, созданного в различные периоды истории (частные коллекции и музейные экземпляры), позволяют исследователям детально и всесторонне анализировать тематику, уровень художественной составляющей работ в динамике развития.
Публикации периода зарождения плаката содержат биографические сведения об авторах наиболее известных работ: Ж. Шере − первый мастер плаката, Э. Грассе, А. Муха, Д. Харди, А. де Тулуз-Лотрек, М. Грейффенхаген, О. Бердсли, А.-Г. Ибельс, А. Виллетт, У Бредли, Д. Пенфилд, Л. Рид и др., стоявших в авангарде данного направления в искусстве. Отзывы о работах и творчестве авторов в целом содержат мнения и выводы критиков о тематике, об уровне декоративности и колорите наиболее успешных работ (в зависимости от стилевых направлений в искусстве), определяющих общее восприятие и зрительный эффект. В публикациях приводятся сравнительные характеристики плакатов разных авторов, работающих в области рекламы. Таким образом, известные литературные источники свидетельствуют о достаточно высоком уровне популярности плаката, тенденциях художественного уровня, формировании данного направления как специфической области художественно-проектного творчества.
Зарубежный социальный плакат
Помимо рекламы, тематикой плаката всегда являлись наиболее значимые исторические события и социальные перемены в обществе. Так, в XX веке мощным стимулом для разнообразия тематического содержания плаката стала Вторая мировая война (рис. 1, 2). Социальная реклама плаката призывала к всеобщему содействию армии и флоту, народному единству, борьбе с общим врагом, бдительности. Действенность восприятия плаката было обусловлено национальным подъемом в обществе. Долговечность и актуальность плаката во времени определяет гармония идейного содержания, уровень художественной составляющей и психологическое воздействие образов на зрителя.
Рисунок 1. Зарубежный социальный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Французский плакат, 1944 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиции и новации рекламного плаката
Динамика развития рекламного плаката всегда совпадала с динамикой мирового промышленного развития. Изучая тематику рекламного плаката во времени, можно проследить этапы технологического развития и научных достижений, отражающихся в рекламируемых промышленных образцах различных продуктов и товаров (рис. 3). Также можно провести ретроспективный анализ дизайна рекламируемых объектов, проявляющегося в совершенствовании формы, стилистики, эстетической составляющей, функции. Как массовая форма изобразительного искусства, плакату традиционно отведена утилитарная функция, визуально (образно) несущая информацию о продукте художественными средствами. На этапе становления эта коммуникативная функция выполнялась на основе живописных принципов французского плаката.
Рисунок 3. Зарубежный рекламный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Со временем французская традиция превалирования художественной составляющей в создании плаката претерпела ряд изменений, уступив место ряду новаций: простота мотива и содержания, ограниченная цветовая гамма, сюжетность, динамика и др. По мнению ряда исследователей, английская традиционная художественная школа графики стала одной из основных, разделив пьедестал с французской, в плакатном искусстве Америки, Германии. Это, в свою очередь, стало определенным успехом в развитии рекламного плаката. Плакатное утилитарное искусство Германии, развиваемое молодыми художниками-новаторами, исторически строилось на традициях английской графики. Стилевая модернизация была связана с внедрением античной классики и немецкой готики, сформировавших узнаваемый уникальный образ немецкого стилизованного плаката.
Представление о современном зарубежном плакате, сформированное на лучших образцах, строится на его восприятии как искусстве лаконично (без потери художественности), достаточно эмоционально, цельно и действенно отображающем идею. Имеет место вариабельность трактовок образного языка и отсутствие штампов креативных рекламных плакатов и плакатов социального содержания.