Прогресс товарного производства
Интенсивный рост промышленной деятельности в XIX столетии, расширение рынка, увеличивающиеся объемы производимой продукции требовали создания демонстрационных площадок для рекламирования достижений всех отраслей промышленности, подвергшихся модернизации. Прогрессивные способы производства и тиражирование изделий новых форм и содержания вывели на рынок значительное количество товарной продукции, требующей реализации не только внутри страны, но и на экспорт. Каждый производитель стремился продемонстрировать как можно большему числу потребителей свой товар, выяснить уровень его конкурентоспособности, ознакомиться с новинками производства и технологии и т. д. Этому способствовали промышленные выставки, приобретающие постепенно характерный организационный стиль, детализированную демонстрационную систему, принципы оформления.
Демонстрационные платформы промышленного производства
Авангардом новой экономической формации и инициатором официального показа промышленных изделий стала Англия. Всемирная промышленная выставка, организованная в Лондоне в 1851 г., преследовала цель ознакомления заинтересованных представителей деловых кругов с достижениями индустриального производства, расширения рынка сбыта товаров, поиска новых потенциальных потребителей растущих объемов промышленной продукции. Грандиозное мировое событие должно было покорить участников выставки масштабом, инженерными новациями, утверждающими торжество принципиально новой технологической платформы развития общества.
Центром выставки, где разместились многочисленные выставочные павильоны и экспонаты, стал Кристалл-палас (Хрустальный дворец), специально возведенный для этой цели Джозефом Пэкстоном, садоводом герцога Девонширского, инженером по строительству железных дорог и талантливым архитектором (рис. 1, 2). Здание принципиально новой конструкции было сконструировано им в рекордно короткие сроки, возведено всего за 4 месяца и стало главным экспонатом выставки, продемонстрировав миру новые инженерно-художественные подходы к формообразованию, строительным материалам, эстетическим принципам.
Рисунок 1. Панорама выставочного комплекса в Гайд-парке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Комплекс в Гайд-парке: внутренние конструктивные особенности главного павильона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Монументальность сооружения (~72000 кв. м) гармонично сочеталась с простотой, легкостью и красотой. Для строительства дворца было использовано около 84000 кв. м стекла, что составляло треть всего объема производимого в Англии стекла. Основным отступлением от принятых архитектурных норм викторианской эпохи стала обнаженность элементов каркасных конструкций, характерная для индустриального стиля в дизайне.
Всемирные промышленные выставки – центр обмена информацией и научно-техническими достижениями
Коммуникативные свойства и функции всемирных выставок за период их проведения претерпели ряд существенных изменений от стилевого эклектизма, различных концептов и применяемого экспозиционного пространства к развитию автономного концепта оформленного намерения, задающего направление композиции выставки и форму подачи экспозиций. Распространяя новаторские идеи реорганизации в сфере быта, производственных отношений, новых материалов и технологий их использования и др., выставки стали центром обмена информацией и достижений в технической, экономической, научной и культурной сферах.
Вехой выставочного движения стала Парижская выставка 1889 г., представившая помимо открытых площадок с зеленью и водоемами, «Галерею машин». Павильон, решенный в духе конструктивного новаторства, был выполнен из металла, стекла, железобетона, металлических каркасов – новых для того времени материалов, демонстрирующих торжество индустриального формообразования. Еще одной доминантой, отражающей девиз выставки, стала инженерная металлоконструкция А.Г. Эйфеля – символ достижений строительной техники во Франции (рис. 3, 4).
Рисунок 3. Башня Эйфеля. Иллюстрация с изображением выставочных павильонов и башни Эйфеля в Париже на развертке журнала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Башня Эйфеля: современное световое оформление башни как высотной доминанты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, первые в истории индустриального периода развития промышленности и общества выставки научно-технических достижений определили в перспективе форму представления выставочных экспозиций, необходимость разработки композиционной идеи – концепции выставки, фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий, требования организационного характера (необходимость выставочного транспорта, организация зон отдыха, преобразованная со временем в индустрию развлечений, пункты быстрого питания и др.), привлекая все большее количество новинок технической мысли и прогресса.