Плакат как часть визуальной среды
Современный рекламный плакат, выполненный в различных техниках и с использованием различных приемов визуализации, стал частью общественного средового пространства городов России. Более точное название этих произведений дизайна в настоящее время – наружная реклама («картинки-лубки», живописные вывески-носители информации). Развитие этого направления дизайна идет очень быстрыми темпами, но, к сожалению, художественное содержание рекламного плаката не позволяет обсудить и рассмотреть на его примерах различные аспекты творческого начала, в силу их отсутствия, а также историко-стилистические предпосылки становления плакатного искусства в России (рис.1, 2, 3). Плакатный «натюрморт» (характерный для периода НЭПа) не подвергался существенным изменениям последние 100 лет. В этой связи, становление плакатного искусства будет рассматриваться нами исключительно на примере социального плаката (социальной рекламы) различных исторических периодов.
Рисунок 1. Реклама. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Инфографика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Городская реклама. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше представлены современные рекламные плакаты
Тематическое содержание социального плаката различных исторических периодов
Плакат можно рассматривать как специфическую форму современного искусства − современную конкретному историческому периоду. С этой точки зрения социальный плакат несет в себе идеи, содержание и проблематику революционных социальных перемен, отражает важнейшие вехи в истории государства. Помимо этого, стилистика плаката отражает наиболее актуальные для различных исторических периодов художественные течения. Обращаясь к содержанию постреволюционного плаката первой четверти XX века, можно проследить композиционное построение, цветовые сочетания, стиль исполнения и шрифтовую стилистику, характерные для профессионального художника-авангардиста. Лаконичный, хлесткий текст-лозунг плаката, текст-призыв к действию являет пример характерного для данного периода социального напряжения (рис. 4, 5). С этого периода социальный плакат прочно занял свое место в художественной культуре страны.
Ярким, с элементами карикатуры, ограниченной цветовой палитрой, героическим акцентом на переднем плане, имеющим четкий информационный посыл, запоминающиеся фразы, был плакат 40-х годов прошлого века, выполненный профессиональными художниками. Композиционно выверенный социальный плакат военного времени убедительно, аргументировано и эмоционально призывно, адресно выполнял коммуникативную функцию. Смысловая нагрузка, заложенная автором, была доступна и понятна каждому человеку. Текст и графика дополняли друг друга и смотрелись на дальнем расстоянии. Риторика плаката безапелляционна (текст традиционно содержал глагол в повелительном наклонении). Имели место четкие контрасты. Сохранялись традиции плакатного искусства как генератора пропаганды, проводника социально-значимых, нравственных ценностей, гражданской позиции, ответственности.
Рисунок 4. Советский плакат 1920-х годов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 5. Военный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Послевоенный советский социальный плакат и плакат нового тысячелетия
Социальный плакат СССР послевоенного периода 1960-1970-х годов – это преимущественно реклама достижений науки и техники страны, прославление трудовых свершений, спорта, советской молодежи и т.д. (рис. 3А). Плакат часто представлял собой коллаж (с акцентом в центре), цветовая палитра традиционно ограничена, текст, также традиционно, лаконичен, содержит ясный и четкий призыв к действию. Сохраняя основные тенденции коммуникативного объекта социальной направленности, плакат представлял собой фрагмент реальности: положительного динамичного действия, альтернативного противопоставления, социальной проблематики и т.д., используя визуальные элементы, отражающие целевые установки советского государства и пути их достижения.
Плакатное искусство постиндустриального общества, сохранив художественно-тематические установки предыдущего исторического периода и функциональную направленность плаката, приобрело новые черты. Тематика социального плаката значительно расширилась. Сформировались различные направления, транслирующие информацию рекомендательного характера, призывного характера, плакаты-предупреждение, плакаты-карикатуры обличительного характера, плакаты, разъясняющие государственную политику страны и т. д. Внимание к плакату, информирующему о приоритетных направлениях развития, политических установках российского государства на международной арене, призывающему к мирному созиданию, было привлечено во втором десятилетии XXI века (рис. 7). В настоящее время общее представление о становлении и развитии плакатного искусства в нашей стране можно получить путем ознакомления с ретроспективой социального плаката (рис. 6).
Рисунок 6. Социальный плакат 1960-1970-х годов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 7. Современный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современный плакат
Сохраняя и развивая коммуникативную функцию, социальный плакат XXI века несет информацию о современной России, формируя ее положительный образ в мире, рассматривает социально значимые экологические проблемы, регламентирует поведение в обществе, предупреждает об ответственности за поступки, призывает к здоровому образу жизни, и т. д. Художественные каноны российского плаката незыблемы. Силуэт (образ, объект и др.), располагаемый в центре, несет весомую коммуникативную нагрузку в сюжетном содержании плаката. Дизайн современного социального плаката – это цельное художественное произведение искусства, выполняющее культурно-коммуникативную функцию, объединивший в себе весь столетний опыт, традиции и сюжетность российского плаката на новом эмоциональном уровне (рис. 8).
Рисунок 8. Плакат 2022 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ