Что такое декоративная живопись
Декоративная живопись – это украшение поверхностей мебели, деталей интерьера, стен и всевозможных предметов изображениями различной тематики.
Декоративная живопись использует следующие изобразительные средства:
- основная идея (содержание);
- ритм;
- равновесие;
- доминанта;
- гармоничность контраста;
- пропорции.
Декоративная живопись – живопись, которая является украшением архитектурных комплексов, однако ничего не дает общему стилю. Некоторые искусствоведы считают, что декоративная живопись это особенные виды живописи вроде иконописи, декораций, панорам и миниатюр.
Она существует в двух видах:
- монументальная;
- станковая.
Декоративная живопись как элемент архитектуры должна украшать пространство внутри, она подчеркивает особенности конструкций, а также детали интерьера. К ней можно отнести орнаментальную роспись, живописные композиции с декоративной функцией, а также мозаику, фреску, витраж, которые схожи по своей сути с монументальной живописью.
Декоративная стенная живопись обязана сочетаться и гармонировать с архитектурой. В целом декоративная живопись служит для создания предметного мира вокруг человека. Бытовые предметы излишне традиционны, они строятся по устойчивым тенденциям и правилам. У человека растет потребность в окружении себя чем-то новым, обновленным по стилю и окраске. Именно эту проблему решает декоративная живопись.
Особенности декоративной живописи ХХ века
В прежние времена декоративную живопись выполняли при помощи восковых красок, темперы. Все работы были созданы в разных стилистиках, техниках, отличалось даже содержание и интерпретация изображения.
Особенностями декоративной живописи в общем являются:
- отсутствие объема;
- показывается уплощенное пространство;
- стилизация;
- применение фактур;
- соблюдение правила тепла и холода;
- использование пространственных рефлексов;
- контраст.
В ХХ веке начинает стремительно развиваться промышленность. Бытовых предметов становится больше, значительно расширяется товарный ряд. У потребителя появляется выбор. Стилевое единообразие сменяется на эклектичность и пестроту массового товара. Художник в это время должен был создать новые ориентиры для людей. Из-за этого вырастает количество авторских работ, повышаетсявыставочная активность.
Художники по мере развития декоративной живописи начинают формировать общие эстетические ориентиры предметного искусства, гармонично сочетать предметы в ансамбле. В обществе ХХ века декоративная живопись стала более влиятельной, укрепилась в статусе серьезного и важного искусства. Была сформулирована новая концепция функций декоративного искусства – отражение эстетики быта и самой жизни.
Рисунок 1. Фарфор ХХ века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К тому же, происходит расширение производства - начинает производиться большое количество фарфора, текстиля и стекла для дома. Прикладное творчество в целом начинает меняться, потому что ручной труд заменили на промышленный, единичность сменяется на массовость.
Новый стиль декоративной живописи отвечает принципам массового производства, обновленным социально-бытовым ориентирам. Особенностями декоративной живописи ХХ века являются:
- четкие объемы;
- графически линейное оформление;
- функциональность;
- практическая применимость.
Предметный мир формируется посредством сочетания декоративного искусства и архитектуры. На становление нового искусства повлияли немецкий «Баухауз» и русский ВХУТЕМАС. Архитекторы и живописцы модерна считали, что техника и искусство, архитектура и предметный мир должны находиться в единстве, ратовали за использование новых материалов и форм. Именно эти деятели создали новый пластический язык.
Большой вклад в развитие декоративной живописи ХХ века внесли русские авангардисты. Они пропагандировали абстракционизм как способ выражения мысли в искусстве. Казимир Малевич и его последователи хотели оторваться от реального мира и построить новый, преображенный посредством нового искусства. Они начинают создавать вещи на базе формообразования. Появляются новые пластические идеи, мотивы для украшения бытовых предметов.
Активно развивается декоративная живопись во второй половине ХХ века. В это время предмет становится основой новой культурной системы. В конце 50-х годов материальное благосостояние общества меняется, с ним меняется и декоративная живопись.
Рисунок 2. Декоративная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Происходят изменения в материалах, конструкциях, формах. Художники отказываться от традиционных деталей и средств украшения. Искусство приобретает аскетичный характер. Создать комфортную зону для человека становится возможно только при помощи бытовых вещей и деталей интерьера.
Для гармонии с архитектурой посуду, мебель, текстиль и другие элементы делают без большого количество украшений, орнаментов. Они становятся простыми, пластичными и лаконичными. На первый план выходит функциональность. Искусство отказывается от украшательства, что привело к активному развитию декоративного искусства. На творческой арене появляется большое количество художников, которые расписывают керамику, стекло, текстиль, создают ювелирные украшения. С их помощью товарный ассортимент в магазинах начинает пополняться.
Также начинает развиваться область создания авторских произведений не для бытового использования. Это декоративно-станковое искусство. Возрастает популярность стеклопластики и керамопластики, потому что из этих материалов можно создать нечто новое.
Художники начинают искать новые формы выражения, рождают метафоры и знаки. Происходит разделение искусства на:
- авторское декоративно-станковое;
- предметно-прикладное.
В 70-е годы начинается активное развитие авторского декоративного искусства. Многие художники занимались керамикой, стеклом, текстилем, чеканкой, фарфором и ювелирным делом. Начинаются эксперименты с простыми материалами вроде глины и металла. Художники начинают создавать новые работы на основе оптических и пространственных возможностей стекла. Фарфор наконец получает индивидуальную роспись.
Декоративная живопись ориентируется на проблемы современного общества и отражает их в своих произведениях.