Введение
Одним из основополагающих методических пособий по освоению академического рисунка является книга Николая Ли «Основы учебного академического рисунка». Знакомство с этим фолиантом художников-дизайнеров происходит уже в самом начале освоения профессии. Этот замечательный литературно-художественный труд в полной мере освещает необходимый объем учебных знаний по академическому рисунку. Постепенное систематизированное изложение материала от простого к сложному позволяет студентам получить исчерпывающую информацию об основах и принципах построения композиции, перспективы, пропорции, законах светотени и пластической анатомии, форме, объеме, конструкции.
Методика конструктивно-структурного изображения предметов представлена в этой книге наиболее детально. Анализ сложной живой формы, основанный на закономерностях строения, освещен подробно и доступно. Основы рисунка с натуры позволяют обучающимся сформировать и развить объемно-пространственное представление и совершенствовать в дальнейшем графические навыки. Рассмотрим основные теоретические, методические и практические руководства, изложенные автором, для постижения учащимися основ искусства рисования.
Основы академического рисунка
Усвоение основ академического рисунка – ключевого предмета в системе академического художественного образования, как правило, начинается с ознакомления с общими понятиями и терминами данного курса. Так, рассматривая и анализируя понятие «академический» (греч. ακαδημαϊκό), отметим, что данный термин воспринимается как «соблюдающий установившиеся традиции». Также его трактуют как оценочный, относящийся к направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты прошлых эпох и следуют образцам искусства античности. Академизм в искусстве на различных этапах развития социума воспринимался неоднозначно, однако основанная на традиции высокая культура рисунка всегда была одной из самых сильных сторон академического образования.
Итак, в основе обучения рисунку лежат правила положения руки, затем ознакомление с особенностями различных графических художественных материалов (карандаш, уголь, сангина, соус, мел и др.), свойствами бумаги. Практические занятия начинаются с изучения возможностей различных материалов для набора тона, теней, штриховки, отображения света и полутонов и др. Изучаются также средства выразительности: линия, штрих, пятно (рис.1).
Исследуя на практических занятиях простые геометрические формы, студенты познают азы принципов композиционного размещения изображения на плоскости, компоновки, анализируя предмет с различных точек зрения, отмечают его характерные особенности, пропорции, движение, освещение. Далее студенты учатся конструктивному анализу формы предметов, пропорций, моделируют формы средствами светотени, прорабатывают детали, обобщают, соподчиняют объекты и придают рисунку цельность. Так, следуя от простого к более сложному, учащиеся получают знания оптических законов зрительного восприятия.
Рисунок 1. Образцы степени твердости карандаша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Варианты штриховок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Примеры различных этапов обучения предмету «от простого к сложному» из книги Н. Г. Ли «Основы учебного академического рисунка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Примеры различных этапов обучения предмету «от простого к сложному» из книги Н. Г. Ли «Основы учебного академического рисунка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одной из важных задач курса на начальных этапах освоения предмета является развитие пространственного мышления. Понятие о центре композиции и пространстве картины необходимо получить и усвоить уже на первых этапах практических занятий. Это способствует дальнейшему успешному продвижению от «простого» к «сложному». Помимо учебных занятий, обучающийся должен ознакомиться самостоятельно с литературными источниками, освещающими данную область знаний, представлять, что такое точка схода, линия горизонта и др. Затем, необходимо применить полученные знания на практике, изобразив на бумаге геометрические тела, драпировку, череп человека, части лица, гипсовые орнаменты, скульптурную голову и, наконец, голову натурщика. Подготовительным этапом изображения является создание эскизов на бумаге малого формата с последующим переносом найденного решения на большой формат. На этом этапе у обучающегося четко формируются такие понятия как компоновка, выявление конструктивных форм предмета, тонирование, цельное восприятие натуры.
Залогом успешного освоения основ рисунка, является регулярность практических занятий и самостоятельное обучение методом создания набросков и зарисовок. Практикуясь таким образом, обучающийся получает необходимый опыт и навыки, учится улавливать характерные особенности натуры, развивает наблюдательность и композиционное мышление. Творческие эксперименты с использованием различных художественных материалов во многом помогают освоению специальных технических приемов, необходимых профессионалу. Разнообразие тематических задачи в процессе создания набросков (в аудитории и на пленэре) помогает также развить творческую интуицию, оценить многовариантность представления учебных задач.