Специфика выставок современного искусства
Выставка современного искусства в настоящий момент является местом соприкосновения различных областей жизни – культуры, науки, искусства, быта, образования и т.д. По выставкам, на которых экспонируются работы художников, можно оценить общее состояние современной художественной культуры в стране и в мире.
Выставки современного искусства – синтез различных художественных пространств. Они выходят за рамки простого показа работ публике. На передний план выходят творческие эксперименты, практики, переосмысляющие традиционные мероприятия. Особенностью современных выставок искусства является то, что посетитель, смотрящий, наблюдатель является полноценным участником творческого процесса.
Эволюция экспозиционно-выставочной деятельности в области современного искусства
Во второй половине XX века в стране появляется большое количество мест для проведения выставок – центры, площадки, музеи. Для оформления экспозиций в то время применяли различные теоретические модели. Одной из популярных была теория Ле Корбюзье, который предложил создавать выставочные площадки на основе мысли о «развивающемся здании».
Идея Ле Корбюзье основана на построении музея изнутри – геометричность будущего пространства, по его мысли, должна быть заложена до начала строительства. Выставочное пространство выстраивается по спирали – от концептуального центра. Организатор выставки по спирали формирует смысл всей экспозиции. Спираль, как считал Ле Корбюзье, является символом познания, движения от прошлого к будущему.
Л. Мис ван дер Роэ предложил концепцию создания «универсального» музея. Он считал, что музейное пространство нужно создавать таким образом, чтобы связать внутреннее и внешнее в музее. Экспозиция должна быть свободно восприниматься посетителем. Ф.Л. Райт создал теорию, в рамках которой экспозиция должна быть огорожена от факторов внешней среды. Все пространство экспозиции нужно поместить в спираль замкнутого типа.
В конце XX века популярным средством оформления выставок современного искусства становятся инженерные конструкции. Активно начинают применять различные технологии. Уникальные по своему внешнему виду здания Ф. Гери и С. Калатрава формируют новую музейную среду, превращая само здание в произведение современного искусства.
Рисунок 1. Пример оформления выставки современного искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория Д. Либескинд обозначает музейное пространство как место, которое может вести диалог с посетителем выставки. А де Мерон и Херцог в качестве эксперимента поместили выставки современного искусства в пространство отреставрированных фабрик и технических сооружений. В итоге этот эксперимент стал трендом среди музеев современного искусства.
Хоть подходы к оформлению выставок современного искусства разнятся, есть принцип, который объединяет их все – каждое пространство должно быть место для обмена опытом, диалога и размышления. Основная цель выставок современного искусства создать среду, в которой можно думать, спорить, общаться, расширять границы восприятия.
При помощи необычной формы зданий, в которых располагаются музеи, организаторы выставок создают дополнительную реальность для понимания современного искусства. Эти помещения становятся теоретической базой для анализа уникальных экспонатов музея.
В конце XX века начинается систематизация знаний об оформлении выставок. Этим занимались В. И. Ревякин и Р. Р. Кликс. Последний считал, что экспозиции должны составляться в качестве особых типов проектной деятельности.
Современный исследователь В. В. Литвинов считает, что в выставках современного искусства необходимо использовать большое количество технологий – проекции, 3D-графика, аудио-, видео- и звуко-погружение посетителя. Им также провозглашена главенствующая роль дизайнера в оформлении выставки. Именно этот фактор отличает выставки современного искусства от традиционных. По традиции экспозицию формируют музейные работники. Выставки современного искусства формируются дизайнерами.
Б. М. Галеев занимается изучением синестезии, то есть сочетания визуальной составляющей произведения и музыки. Данная область исследования существенно помогает в формировании выставок современного искусства, где основой являются ощущения посетителя. Его работы позволяют создавать пространства, нацеленные не только на визуальное восприятие работ, но и на звуковое, тактильное, обонятельное.
В современных выставках используется большое количество высоких технологий. Их применяют для создания виртуального пространства, проектирования мультимедийного контента, голографических и световых систем.
В основу современных выставок положены теоретические труды М. Хайдеггера, Н. Б. Маньковской, В. В. Кандинского, В. В. Бычкова, И. А. Добрицыной.
Основные отличия современной выставки от традиционной
К основным отличиям современной выставки от традиционной относят:
- Традиционные экспозиции направлены на воздействие рациональное, тогда как современные – на эмоциональное.
- В традиционных музеях принято накапливать экспонаты, хранить информацию, иметь основную экспозицию. В современных музеях экспозиции постоянно меняются, создавая новое пространство для познания мира.
- Планировка в традиционном музее понятна интуитивно, ведет по одному пути – обычно представляет собой линию. На выставках современного искусства пути запутываются, изменяются, нет одной линии.
- В традиционном музее коммуникация с посетителем формируется по линии «субъект – объект». Человек в таком пространстве может только смотреть на экспонат, не трогать его и не вступать с ним в контакт. В современном музее реализуется коммуникация «субъект – субъект», где человек сам выступает в качестве участника творческого процесса.
- Оформление экспозиции в традиционном музее происходит при помощи работников учреждения, а в современных – дизайнеров.
- Экспонаты современного музея отвечают на запросы времени, направлены на познание. В традиционном музее экспонаты несут конкретную историческую и культурную ценность.