Эстетика и эргономичность изделий
Первый ученый в России, который поднял вопрос о том, что нужно изменить систему обучения молодых инженеров – Александр Иванович Половинкин. Он говорил, что нужно учить инженеров не только тому, как делать технические изделия, но и как создавать красивые и удобные предметы.
Эстетика очень тесно связана с красотой как таковой. Красота – общность субъективных качеств предмета, которые человеку доставляют эстетическое удовольствие. Иван Антонович Ефремов писал о том, что красота – это сочетание целесообразности, гармонии и отсутствия противоречивых составляющих в предметах и организмах.
Эстетика является отраслью философии, которая изучает многообразие природных форм в мире, их трансформацию и структуру. Эстетика направлена на изучение универсалий в чувственной перцепции живых форм. Если смотреть широко, то эстетика является универсалией структуры произведения искусства, творческого процесса, перцепции, художественно-проектировочной деятельности (дизайнерской, промышленной, спортивной, модной). Красота бывает:
- природной;
- искусственной;
- промышленной.
Формировать эстетически привлекательную окружающую среду очень важно для человека. Люди воспринимают прекрасное внутренне и внешне. Внутренняя перцепция соотносится с внутренней культурой перцепции прекрасного, формирует эстетику помыслов и действий личности. Внешняя перцепция соотносится с внешней культурой перцепции прекрасного, соотносится с эрудированностью человека. Развитие перцепции эстетики в обучающем процессе производится в рамках следующих направлений:
- образовательный процесс посредством участия человека в проектировании и формировании прекрасного в окружающей среде – это связано с активными процессами в творческой деятельности у обучающегося;
- образовательный процесс посредством перцепции произведений искусства;
- образовательный процесс посредством перцепции имитаций произведений искусства.
Крайне низким считается уровень восприятия прекрасного, если обучение проходило без двух последних стадий. Люди с таким уровнем обучения не могут создать новые произведения искусства. Ярким примером данной закономерности является феномен массовой культуры.
Основные противоречия в феномене массовой культуры связаны, прежде всего, с искусственным созданием прекрасного в рамках производства в промышленных масштабах. До создания массового производства труд ремесленников можно было назвать персонализированным и эксклюзивным. Он сочетал в себе эстетику и творчество. В промышленности невозможно поддерживать эстетику, потому что создание продукции происходит на конвейере. Творчество и персонализация в таком случае отходит на второй план, если вообще не исчезает. Настоящая красота неразрывно связана с индивидуальностью человека. Творчество не может существовать в рамках стандартизации, она уничтожает все прекрасное.
Ремесленный производитель формировал свою продукцию по запросам клиента, по его вкусам, под его характер и склонности. Если поставить производство на поток, индивидуализировать продукт невозможно. Все товары в таком случае создаются по одной форме и содержанию. Для понимания проблемы представьте, что перед вами два портрета. Один из них нарисован человеком, а другой сделан в программе по обработке. Оба красивы, но более привлекательным будет все равно тот, который нарисовал человек. Данный пример показывает нужность технической эстетики.
Переход от ручного производства к машинному привел к тому, что человек разорвал связи с природой, перестал понимать красоту мира. В настоящее время у человека нарушено эстетическое воспитание. Это соотносится с такими процессами, как:
- развитие СМИ (они транслируют имитацию произведений искусства в лучшем случае);
- увеличение уровня пассивности людей, из-за чего уменьшается уровень творческой реализации людей;
- развитие промышленности, которое стандартизировало продукцию.
Это привело к тому, что в обществе появилось больше заменителей прекрасного. Люди как будто перестали видеть смысл в общении ради поглощения прекрасного (чтение вслух, пение вместе и т.д). Цель жизни современного человека – потребление изделий, а не создание прекрасного.
Техническая эстетика
Техническая красота – функциональность и целесообразность созданного изделие. Инженеру очень важно найти сбалансированное решение по созданию красивого, функционального изделия. Для того чтобы найти это решение, необходимо знать технологии поиска и варианты оценки решения. Молодые инженеры знают лишь часть техник поиска решений и лишь частично могут оценивать качество данных решений. Из-за этого человек может только полагаться на собственные понятия о прекрасном и на свою интуицию. Так, в рациональный процесс разработки изделия вмешивается чувства человека. В таком случае эстетика становится очень важным аспектом, но без должной подготовки невозможно создать действительно удачное изделие. Профессионал в дизайне может этим заняться, но появляется еще одна проблема – у дизайнера нет знаний нюансов инженерии. Из-за этого техническая продукция не может быть эстетически совершенной.
В истории было всего лишь несколько мастеров, которые сочетали в себе и художественные таланты, и таланты инженера. Среди них итальянцы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, француз Александр Эйфель, инженер русского происхождения Владимир Шухов и некоторые другие. Привлекательность изделий, равно как и человеческая культура, может быть разделена на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя красота основывается на научных закономерностях, технических особенностях. Инженер должен знать их. Внешняя красота основывается на эмоциях, особенностях психики. Они находятся в ведении дизайнера. Именно на границе между внутренней и внешней красотой находится техническая эстетика.
Ярким примерами внутренней красоты предметов для инженеров служат круглые объекты (потому что обладают минимальным отношением площади и объема), например, велосипедное колесо.