Как соотносятся мода и обычай
Понятие обычай очень часто соотносят с терминами «традиция» и «ритуал». Но фактически эти понятия совершенно разные. Традиция регулирует большое количество явлений в обществе, имеет влияние на устройство жизни в целом. Обычай имеет более узкую сферу применения: регламентирует исполнение законов, которые формируют традицию.
В первую очередь, и мода, и обычай являются регуляторами в соответствующих сферах жизни. Посредством моды и обычая можно регулировать поведение людей в обществе. По своей сути они формируют поведенческие паттерны, которые одновременно являются и желаемыми (ценности общества), и обязательными (нормы общества).
Также можно говорить о том, что и мода, и обычай общеприняты в обществе. В рамках обычая общепринятость распространяется на весь социум, причем в одно время. В рамках моды общепринятость обладает свойствами неполноты. К тому же, моду нельзя назвать одновременной, потому что воздействие конкретный тренд имеет исключительно на узкую группу людей.
Мода и обычай обладают свойствами интериоризации общественных норм и ценностных установок. Из-за этого нормы, ценности и моды, и обычая не рассматриваются людьми как что-то инородное, чужое. Также сходствами этих двух общественных явлений можно считать стандартизированность, создание стереотипов.
Однако нельзя говорить о том, что мода и обычай имеют большое количество сходств. Мода является отражением современных тенденций, тогда как обычай по своей природе является архаизмом. Обычай перенимается у предков. Ориентация на прошлое в рамках обычая формирует характерные поведенческие паттерны - делать так, как делали предки. Идеалом в обычае становятся наставления предшественников, причем неважно настоящих или фольклорных. Надзор над исполнением обычаев осуществляется будто бы из прошлого.
В рамках обычая ведущая роль у стариков, которые являются воплощением архаики. В моде же, наоборот, большое значение имеют молодые люди. Они формируют новые паттерны поведения и образцы жизни.
В отношении изменений мода и обычай также разнятся. Так, например, мода характеризуется непрерывным изменением образцов культуры (не всегда радикальные). Обычай же очень негативно относится к различным изменениям. В рамках моды у времени (из-за частой смены канонов) прерывистый характер. В рамках обычая время не прерывается, оно константно. Обычай способствует постоянному воспроизведению канонов.
Можно говорить о том, что эти два явления различаются еще и в отношении пространства. Мода универсальна, она отрицает замкнутость социокультурного характера, которая характерна для обычая. Из-за этого может наблюдаться резкая оппозиция таких понятий, как они/мы, чужое/собственное в рамках обычая. В рамках моды эта оппозиция не такая четкая.
Традиционный тип общества базируется на обычае. К таким обществам относятся, прежде всего, первобытные, которые не «испорчены» цивилизацией. Ученый Ф. Кэшинг, который много лет исследовал индейские племена, писал о том, что предметность у данного племени невероятно стабильна. Он подчеркивал, что даже самые мелкие элементы орнамента повторяются из поколения в поколение. Все элементы декора, бытовые предметы, орудия труда и охоты создавались в племенах по канонам предков.
По информации исследователя жителей Британской Гвианы, люди в этих местах могут делать поразительные предметы, но никогда не попытаются их улучшить. Они всегда будут следовать технологии, по которой эти предметы делались предками.
Ученый Л. Леви-Брюль в своей работе обобщил все данные об обществах, которые живут в рамках обычая. Он писал, что инновации для людей, которые руководствуются обычаем, психологически несут опасность. Жители племен считают, что улучшение предметов может привести к гибели или навлечь несчастье на весь род.
Развитие дизайна одежды: от обычая к моде
Предметы гардероба в Средние века почти не менялись по своей сути многие годы. Одежду шили на манер одежд предков. До 12 века и женщины, и мужчины в Европе носили одежду галло-римского типа. Мужчины надевали хитоны до колен, а женщины – до пяток.
Изменяли традиционную одежду не массово, а точечно. К примеру, какой-нибудь философ мог укоротить собственный хитон. Это с удивлением воспринималось в обществе. Новаторов в одежде сразу же начинали критиковать. Можно говорить о том, что критика моды появилась намного раньше непосредственной самой моды.
До 16-17 веков вид одежды определялся обычаем. В последующие столетия управлять тем, как выглядят люди, стала мода. Именно мода сделала возможным появления в 18 веке огромного количества нарядов Елизаветы Петровны (императрица оставила после своей смерти около 15 тысяч платьев). Наряды петровской и елизаветинской эпохи создавались не по заветам предков, а по западноевропейской моде.
В настоящее время очень сильно влияние моды на общество.