Контраст холодных и теплых цветов
Основной смысл данного цветового противопоставления состоит в том, что в рамках единой композиции соединяются цвета теплые и холодные.
В рамках цветового круга можно заметить, что желтый цвет значительно контрастирует с фиолетовым. Желтый цвет является самым светлым в цветовом круге, тогда как фиолетовый – самым темным. При помощи этих цветов возможно создать самую активную оппозицию по свету и темноте. Если провести прямую от желтого до фиолетового, получится оппозиция красновато-оранжевых и синевато-зеленых цветов. Это и есть контраст по теплоте и холоду.
Самым активным по теплоте будет выступать красно-оранжевый. Самым активным по холоду будет выступать сине-зеленый.
К числу теплых цветов относят все с желтым подтоном. Если смотреть на цветовой круг, то это все цвета и оттенки от желтого до красно-фиолетового. К числу холодных цветов относят все с синим подтоном. Если смотреть на цветовой круг, то это все цвета и оттенки от желто-зеленого до фиолетового.
Цвета по теплоте и холоду можно охарактеризовать при помощи следующих сопоставительных рядов:
- холод – тепло;
- тень – свет;
- прозрачность – непрозрачность;
- покой – возбуждение;
- жидкость – густота;
- воздух – земля;
- даль – близость;
- легкость – тяжесть;
- влажность – сухость.
При помощи контраста холодного и теплого возможно создать в работе большую изобразительность, облагородить общую атмосферу.
В жизни предметы, которые находятся от человека на расстоянии, выглядят для него холодными. При помощи контраста теплого и холодного возможно повлиять на эффект приближения или удаления предмета. Поэтому активно этот контраст используют для создания перспективы, а также передачи пластики.
При необходимости формирования выдержанной композиции по одному контрасту, нужно ограничить или вовсе не использовать контрасты другого типа.
В практической работе с данным типом контраста нужно убрать полностью работу с контрастом темного и светлого. Все цвета, которые будут использоваться, должны быть одинаковы по светлоте или же темноте. Модификации тона могут выбираться различными, но самыми оптимальными считают среднюю светлоту тонов. Преобразование параметров цвета не может быть больше, чем на четыре ближайших от основного цвета в рамках цветового круга.
Хроматический ряд от желтого до красно-оранжевого возможно использовать только тогда, когда все цвета эквивалентны по светлоте желтому. Если этот параметр не учтен, тогда это будет работа с контрастом темного и светлого.
Рисунок 1. Холодные и теплые цвета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст холодного и теплого в живописи
Клод Моне, известный французский живописец, для своих пейзажных зарисовок использовал природу как место работы. Там ему удалось заметить, как изменяется природа визуально в разные времена года, части дня, а также в различных погодных условиях.
Художник старался передать на картинах, как свет переливается в воздухе, как испаряется вода с земли, как меняется свет в тумане и облаках и многое другое. Его работы были основаны на контрасте холодного и теплого цвета, а не просто темного и светлого.
Моне открыл новую эпоху в живописи – эпоху контраста холодного и теплого. Художники эпохи импрессионизма заметили, что синий цвет от неба или же воздуха вступает в контраст со светом Солнца. При помощи солнечных лучей создаются теневые цвета.
Благодаря этой игре контраста теплого и холодного полотна Ренуара, Моне, Пикассо и других выглядят настолько необычно, завораживающе.
Рисунок 2. Пример контраста холодного и теплого на картине Клода Моне «Лондонский парламент в тумане». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контраст холодного и теплого в цветотипировании
Сложнее работать с контрастом холодного и теплого в тех случаях, когда речь идет о подборе макияжа или же гардероба для человека по цветотипу.
Теплый цвет в рамках цветотипирования – тот, в котором есть желтый подтон. В рамках живописи теплый цвет – тот, который входит в красно-желтую гамму. Холодный цвет в цветотипировании – тот, в котором есть синий подтон. В рамках живописи холодный цвет – тот, который находится во второй половине цветового круга.
Основной постулат живописи гласит, что холодный цвет или оттенок делает предмет дальше. В работе с макияжем или гардеробом закон может быть использован для акцентирования. Приведем пример: если женщина используют помаду ярко-красного цвета, она желает сделать на них акцент, сделать ближе к тому, кто партнеру\собеседнику.
Одежда в теплых цветах выглядит более теплой и уютной. Даже ассоциативная цепочка с теплыми цветами намного радостнее. Они ассоциируются со здоровьем, жизненными силами, тогда как холодные цвета, чаще всего, приносят мысли о смерти и болезни.
Цвет очень хорошо воздействует на психику человека, из-за чего люди с теплым цветотипом кажутся более открытыми, добрыми, милыми и домашними, нежели люди с холодным цветотипом. Этот контраст часто используется в дизайне отрицательных и положительных героев в различных фильмах, мультфильмах и сериалах. Главные герои – положительные – обычно обладают теплой цветовой гаммой, тогда как отрицательные герои обладают холодной. Так холодные цвета делают все дальше не только для глаз, но и для психологии человека.
Привлекательность холодных и теплых цветов будет работать только в контрасте. Без него глаз быстро устает, а работы в одних цветах и оттенках достаточно быстро надоедают.
Часто можно встретить акцент в виде контраста теплого и холодного именно в монотонных теплых или холодных гаммах.
Основное правило цветотипирования состоит в том, что необходимо подбирать акценты другого цвета с основой своего цветотипа. То есть человеку теплого цветотипа необходимо для акцента брать вещи холодного оттенка, но обязательно на желтой, теплой базе. Обратная ситуация с людьми холодного цветотипа – брать вещи теплого цвета, но с синей базой. Так цвета не будут находиться в диссонансе.
Приведем примеры из практики: мужчина с холодным цветотипом хочет взять галстук красного цвета в качестве акцента. Этот галстук обязательно должен быть либо нейтральным, либо с холодной базой. Так в сочетании с костюмом глубокого синего цвета галстук будет работать как средство оттенения лица, а также оживления всего образа. Красный галстук с теплым подтоном в случае этого мужчины будет смотреться вульгарно, вызывающе.
Слишком теплые и слишком холодные цвета, которые не находятся в цветовом круге в рамках цветовой гармонии, применять для своих образов не стоит. Они будут не дополнять друг друга, а пытаться перетянуть внимание на себя. Образ станет кричащим и утомляющим. В контрастах нет ничего важнее, чем баланс.