Что такое конструкция в дизайне
История дизайна изобилует примерами, когда конструкция предмета не была видна из-за роскошных декоративных элементов и фальшивых форм. Так, в барокко и рококо была практически не видна конструкция вещей. Например, форма простого элемента интерьера вроде комода могла отдаленно напоминать изящную вазу из фарфора, а не предмет мебели, в котором хранят одежду. Роскошный декор скрывал границы деталей предметов, и только благодаря небольшим швам в панно из мозаики можно было увидеть, что перед тобой шкаф с выдвижными ящиками.
В настоящее время сложно представить столь пышный декор мебели, потому что промышленное производство и декор практически несовместимы. Оформление сверх нормы ведет к тому, что предмет мебели будет стоить очень дорого, а, значит, уменьшится уровень конкурентоспособности товара. Из-за этого эстетику в современном мире формируют не при помощи декора изделий, а при помощи формы и конструкции, деталей, узлов и т. д. По этому параметру промышленный дизайн отличается от архитектурных сооружений, для которых конструкция является основой работы, но прячется за декором. В архитектуре очень часто используются декоративные элементы для улучшения внешнего вида здания.
Конструкция редко соответствует функциям архитектурного сооружения: одна форма бывает и у кинотеатров, и у заводов, и у офисных помещений. В рамках дизайна форма и конструкция находятся во взаимодействии – именно конструкция передает эстетическую сторону работы. Конструкция стала основой для многих жанров в дизайне и искусстве вроде конструктивизма, функционализма и т.д. На первое место в этих направлениях выходят функционал и конструкция как основа эстетики художественной формы.
Конструктивизм и функционализм появились практически в одно время в дизайне и в архитектуре, поэтому постоянно воздействовали друг на друга. Основой формообразования в 20 веке можно назвать вантовые мосты в разных городах мира, Эйфелеву башню и другие сооружения.
Дизайнерские объекты зависят от модных течений, поэтому нередко не остаются в памяти людей надолго. В этом плане конструкция в архитектуре более долговечная – посмотрите на пирамиды, которые сохранили собственную форму до наших дней, а вот дизайнерские элементы постоянно меняются (посуда, одежда и т. д.).
Форма и конструкция
Для дизайна очень важны термины вроде формообразования и формы. Специалисты в дизайне создают предметы, товары, которые удобны по своей форме, эстетически привлекательны и эргономичны.
Форма в рамках дизайна — передача облика товара по его содержанию внутри и функциям. Формообразованием называют процедуру, в рамках которых формируется цельная форма предметов.
В этом процессе очень важны все свойства, которые воспринимаются человеком, являются формообразующими признаками:
- геометрия;
- величина;
- масса;
- положение в пространстве;
- пропорции;
- цвет;
- фактура;
- соотношение света и тени;
- текстура.
Базой формы считают конструкцию. Конструкция представляет собой основание, которое связывает все части работы в единство. В работе над формообразованием нужно брать в расчет функции предмета, эстетику и эргономику, как предмет будет использоваться и создаваться. Специалисты в дизайне дают разные типологии факторам формообразования в конструировании художественных форм, но основными факторами всегда являются эстетика, функции, технологии.
На основе данных факторов выделяют следующие формы:
- функциональная;
- эстетическая;
- конструктивная;
- технологическая.
Единая форма в дизайне должна создаваться из форм, которые перечислены выше. Для построения формы необходимо обладать знаниями о том, как воздействуют на форму разные факторы. Именно они обуславливают окончательный внешний вид товара как по внутреннему устройству, так и по конструкции. Также нужно понимать, как пользоваться композиционными принципами.
Объект художественного конструирования можно рассматривать как особую структуру в пространстве. Формой данного объекта является граница, которая делит внешний мир от структуры предмета. Существуют следующие характерные черты художественного объекта:
- Функциональные. Они соотносятся с целью создания предмета. В эту черту входят такие составляющие, как техническая (подбор материала и конструкции), социальная (эргономика, связь с предметами вокруг), эстетическая (воздействие предмета на эмоции человека) характеристики.
- Технологичные. Эти черты соотносятся с вариантами создания формы из конкретного материала при помощи разных средств.
- Морфологические. Это черты, которые позволяют форме выглядеть в соответствии с функциями.
- Семантические. Это черты, которые влияют на психику человека посредством предмета.
Новые конструкторские решения могут создаваться при помощи изменения различных характерных черт предмета: функционала, морфологических черт, художественного образа или технологии.
Можно создавать различные конструкции тремя путями:
- брать максимум от природной формы материала и техник обработки этого материала — гофрирование и монотипия;
- находить круг естественных особенностей материала — пластилин;
- смешивать эти два подхода.
Конструирование позволяет развить творческие навыки человека.
Для конструкции важны знания в области геометрии, она формируется при помощи точек, линий, штрихов, объемных форм. При помощи конструкции можно посмотреть как бы внутрь предметов, понять, как они устроены.