Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Категории композиции: симметрия, асимметрия, статика, динамика, масштабность

Симметрия и асимметрия в композиции

Базой каждого орнамента можно считать многочисленное чередование одного или нескольких мотивов в рамках параллельного переноса, согласно законам симметрии.

Определение 1

Симметрия – это конкретная последовательность в процессе создания любой формы в пространстве. Симметрия позволяет данной форме соединяться со своими частями в поворотах, отражениях, а также промежутках.

Симметрией можно назвать способность фигуры наложиться на саму себя так, чтобы точки оказались в исходном положении. Асимметрией же называют нарушение симметрических законов.

Самым популярным типом симметрии, который используется в построении орнамента, является зеркальный тип. Он проявляется в следующем: фигура разделяется при помощи плоскости таким образом, чтобы часть, которая отражается в зеркале, сопоставлялась с иной частью.

Существует также осевой тип симметрии. Его нередко можно встретить в реальной жизни. Поэтому его используют для создания орнаментов с растительными мотивами. Осевая симметрия является базой для создания розетты.

Для создания розетт применяют следующие приемы:

  • разделяют круг на две части специальными средствами;
  • применяют к частям законы симметрии.

Основой для розетты служит круг, который делится на части. В одной части добавляют узор, а на другую часть его наносят при помощи симметрии.

Если орнамент на вещи формируется при помощи осевого типа симметрии, она выглядит как будто нескончаемой, динамичной, вращается по оси.

Иногда розетты сочетают в себе два типа симметрии:

  • осевой;
  • зеркальный.

Подобные декоры выглядят более спокойными, гармоничными. Бывает, что в процессе построения розетт пользуются поворотным типом симметрии.

Число фигур в рамках полноценно оборота – база для поворотного типа симметрии. В плоскостном орнаменте используют поворотную симметрию разных порядков – от второго до шестого и т. д. Согласно порядку компоненты орнамента поворачиваются на разные градусы – от 180 до 30.

«Категории композиции: симметрия, асимметрия, статика, динамика, масштабность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Параллельный перенос в рамках симметрии позволяет создать нескончаемый орнамент. Так по оси располагают похожие мотивы, которые формируют ленточный тип орнамента. Эту заготовку возможно продолжать вечно, причем во все стороны.

Так формируется бордюр – фигура, которая образуется из похожих частей. Они располагаются на единой линии с применением параллельного переноса. Бордюр – уникальный орнамент, у которого необычные характеристики симметрии. При сдвиге по оси одной части, каждая часть будет накладываться на среднюю часть, фактически совмещаясь.

Бордюр в орнаменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Бордюр в орнаменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Комбинирование разных типов симметрии, параллельного переноса и других техник позволяет сформировать необычные типа орнаментальной композиции.

Статика и динамика в композиции

По своей сути композиция орнамента может быть либо статичной, либо динамичной.

Статичные композиции, то есть недвижимые, нередко построены по законам симметрии. При составлении таких композиций следует понимать, что отойти от правил построение не получится. Статичными являются:

  • линейные изображения – клетки, полоски;
  • геометрический орнамент;
  • часть растительных орнаментов.

Статика создает ощущение спокойствия и гармонии. Обычно такой орнамент находится на сетке прямоугольников, компоненты находятся на осях по вертикали или горизонтали. Также компоненты могут находится на краях вещи. Художественные части располагаются фронтально, они более стабильны, композиция строгая.

Динамика в орнаменте выражает в том, что узоры находятся либо в свободно порядке, либо по диагоналям. Динамичные орнаменты создают больше разнообразия, можно проявлять креативность и отходить от законов симметрии.

Обычно в динамичных орнаментах контур изображения смещается от пятна цвета, все растительные узоры создаются в энергии, они будто сами закручиваются на ветках. Цветовой контраст здесь также уместен.

Статика и динамика в орнаменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Статика и динамика в орнаменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Композиции, что строятся на чередовании клеток или полос, базируются на ритме цвета или линий. Также учитывается ширина полосок. Такие работы обладают статичностью.

Статичными изделиями считают платки, тканые полотенца, косынки, дорожки, ковры. Между всеми компонентами этих изделий вымеряют конкретную ширину промежутков. Они не должны быть равны ширине полосы, что находится рядом. Это формирует монотонность. Сделать изображение мягче помогает сужение линий к краям, увеличение промежутков между линиями.

Масштабность в композиции

Для того чтобы охарактеризовать подобность размеров частей, целого, вещей, предметов относительно человека применяют термины масштабность и масштаб. Понимание того, какого размера предметы в реальной жизни, приходит только в процессе сопоставления предметов между собой.

Ощущение масштабности – фактическое понимание окружающего мира, конкретных предметов в их органическом размере, подобие размеров разных предметов с человеком, зданиями и природой вокруг.

Основное правило масштабности – правильные детали. Размер каждой детали продукта должен быть основан на функционале, а также показаниям эргономических исследований.

Масштабность можно назвать самой сложной категорией композиции. Все, что использует в своей деятельности человек, обязано быть подобным величине человека.

Масштабность – термин изначально архитектурный, но сейчас это один из самых важных критериев любой вещи в любом виде искусства и дизайна. Этот термин базируется на сравнении размеров предмета, который рассматривает человек, с личностными представлениями о величине вообще.

Однако невозможно условно в рамках своего восприятия делать предметы меньше или больше. Человек стремится показать все, что создал, согласно настоящей величине предмета. Если этого не происходит, то наступает чувство дисгармонии.

Человек осознает масштабность только через наблюдение и анализ. Большие предметы, малые предметы – все они обладают свойственными только им характеристиками. Человек проводит анализ, который формирует представления о том, какие размеры в мире существуют.

Признаками масштабности являются:

  • контраст размера разных частей изделия;
  • простота или сложность реализации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 24.08.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot