«Золотое сечение»
Симметричная композиция в архитектуре – признак гармонии объекта. Это положение все чаще используется в современной архитектуре при проектировании различных типов зданий: от коттеджей до общественных мегацентров (рис. 1, 2). При этом композиционно пространственные решения часто строятся по объемному принципу, по трем координатам (ширине, высоте, глубине), что характерно для отдельно стоящих сооружений, обозреваемых со всех видовых точек (рис. 2).
Рисунок 1. Проектирование на основе золотого сечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Параметрический дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Параметрия в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Масштабность в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 5. Пропорции и масштаб. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современные ассиметричные масштабные здания как своеобразный композиционный прием, получили распространение ввиду стремления архитекторов ограничить связь формы со сложным функциональным содержанием и желания придать объекту свободный живописный характер (рис. 3, 4, 5). Однако при массовом возведении современных зданий индустриальными методами ритм и метрическая структура являются основополагающими принципами, определяющими композиционное содержание (учебные и научные учреждения, жилая застройка, лечебные учреждения и др.).
Основополагающим принципом различных пропорциональных систем является «золотое сечение», разработанное и внедренное в архитектурную практику зодчими Античности. Теоретиком пропорции стал французский архитектор Ле Корбюзье, который разработал систему возрастающего ряда величин, применимую ко всему средовому окружению человека. Данная теория, вполне обоснованно, довольно продолжительное время оставалась лидирующей при проектировании пространственной среды городов. В настоящее время средовое наполнение города часто характеризуется наличием пластичных архитектурных форм, не имеющих плоскостей, на которых основывалась классическая теория пропорций.
Архитектурный параметризм
«Разделение» и «повторение» архитектурного модернизма в свое время было отвергнуто принципом взаимосвязанной непрерывности всех систем, формирующих архитектурный объект. Концепция параметрической теории основывалась на гибкости всех архитектурных элементов. Геометрические пропорции (кубы, цилиндры, пирамиды и др.) заменили динамичные элементы более сложных (обтекаемых, спиралевидных и др.) систем и образований, наполнивших дизайн городской среды архитектурными новациями, не всегда взаимодействующими и взаимосвязанными с соседними формами.
Переосмысление методологии проектных решений на основе параметризма в дизайне, замене пропорций на художественное оформление зданий, требует модернизации коммуникативных связей в системе «архитектура-человек». Принцип художественного, визуального эффекта должен сочетаться с функциональной нагрузкой объекта. При этом уместными признаются сложные плавные и округлые поверхности с заполнением компьютерными адаптивными элементами и др. Характерные для современности новации, обусловили возникновение новой масштабности в архитектуре – изменений в принятой ранее соразмерности, а также изменение тектонических свойств конструкций и материалов.