Введение
Коммуникативная функция графического дизайна, как способ обращения к массовой аудитории, предполагает активный диалог и взаимодействие, основанные на профессиональной интуиции художника, экспериментирующего символическими средствами: словами, знаками, символами, цветом, формой и т.д. Исторически сложившаяся художественная практика зафиксировала изобразительный характер способа передачи информации, как наиболее эффективный для восприятия и запоминания человеком. Этому предшествовали экспериментальные междисциплинарные творческие разработки по «проектированию информации» художественными средствами: плакат, печатные СМИ, наружная реклама и др. Наиболее удачные из них, преодолевшие грань обычного оформительства, явились прообразами современных ярких работ, раскрывших эстетическую сторону составления сообщений, стали иконами стиля. На современном этапе развития общества в условиях обилия потоков информации неограниченные возможности компьютерных технологий вывели графический и «коммуникативный дизайн» на уровень объекта реального социального значения.
Графический дизайн как средство визуальной коммуникации
На фоне усиления роли визуализации, как наиболее емкой и компактной формы передачи информации, актуальными являются рассматриваемые дизайнерами вопросы гармоничного сочетания эстетики и доступности подачи информации, выбор инструментов, облекающих информацию в форму, ее структурирование, расстановка необходимых акцентов, наполнение дополнительными смыслами. Предпосылкой актуализации данных вопросов стал интерактивный «информационный шум», дезориентирующий человека, вызывающий чувство усталости и безразличия. Преодолеть проблему информационной перегрузки и завладеть вниманием социума – основная задача профессионального эстетически ориентированного дизайнера, обеспечивающего визуальную адаптацию с использованием всех стилистических направлений графического дизайна.
Прикладное искусство графики в контексте коммуникативной визуализации, создающее традиционными методами дизайна красивый, гармоничный во всех отношениях, композиционно организованный объект, пополнилось новыми специфическими направлениями и профессионалами в области дизайна коммуникативного, решающего проблему минимализации текстовых сообщений с заменой их на изображения, изучением и анализом аспектов восприятия, логики построения и влияния информационных сообщений на человека. Наиболее востребованным в результате демократических преобразований в нашей стране этот синтез элементов художественно-проектного творчества стал в создании айдентики бренда, рекламы, упаковки, веб-сайтов и т. д.
Наиболее ярко и эффектно визуализируются объекты графического дизайна в рекламе, основными коммуникативными функциями которой являются: непосредственно передача потребителю информации, воздействие определенной информации на потенциального потребителя, регуляция убеждения потребителя, установок и поведения. В значительной степени успешное решение задачи реализации функций рекламы зависит от использования ключевых принципов графического дизайна: баланс, контраст, акцент, пропорция, повторение и паттерн, движение, пространство, разнообразие и единство.
Рисунок 1. Реклама. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Реклама. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассматривая функцию графического дизайна, как способ моделирования визуальных сообщений потребителю, распространяемых с помощью средств массовой информации, необходимо отметить, что данная область проектно-художественного творчества в настоящее время объединила различные информационные среды: печатная статичная среда, использующая материальные носители, динамичная временная медиа-среда (телетехнологии) и «цифра», нематериальный характер которой отмечал британский цифровой дизайнер Neville Brody: «Цифровой дизайн похож на живопись, только краски никогда не сохнут». Новации и эксперименты N. Brody в области журнального дизайна, предложившего читателю, вопреки традиционным правилам, минимум текста на фоне ярких абстрактных изображений, сочетания разных гарнитур шрифтов и их расположения на странице (рис. 3), нашли отклик у массовой аудитории и стали образцом для подражания ряда коммерческих изданий, стремящихся с помощью изображений, знаков, образов, типографики, инфографики, усилить общение с аудиторией читателей.
Рисунок 3. Работы дизайнера Neville Brody. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, многообразие способов и выразительных средств графического дизайна, как коммуникативного фактора активной связи с массовой аудиторией, формирования адекватного впечатления и вовлечения ее в процесс взаимодействия, позволяет аргументировано утверждать, что данная область проектного творчества является специфическим языком общения, используемым для расширения спектра передаваемой информации, гармонизации и эстетизации содержания.